Нередко пенсионеры, польстившись на рекламу частных домов для престарелых, попадают в условия, близкие к концлагерю
В стране, как грибы после дождя, появляются частные дома для престарелых. Вот она, социальная ответственность бизнеса, который даже в кризис спит и видит, как облегчить жизнь старикам! В рекламных буклетах пожилым постояльцам обещаны высокий уровень комфорта и круглосуточный медицинский уход, а их родным — спокойствие за судьбу близких. Однако на деле зачастую все оказывается далеко не так радужно: пенсионеры попадают в условия, близкие к концлагерю.
Проблема качественного стационарного социального обслуживания пожилых людей страшно актуальна для России. По официальной статистике, сейчас в государственных домах престарелых проживает около 300 тысяч человек. Для страны с более чем 140-миллионным населением этого явно недостаточно. Объем номерного фонда в стационарах для пожилых людей в несколько раз отстает от среднеевропейских показателей. Для сравнения: в Нидерландах на 17 млн граждан в учреждениях, работающих в области ухода за пожилыми людьми, насчитывается 160 тысяч койко-мест. В этой стране 6% людей старше 65 лет являются получателями стационарного ухода (в России этот показатель в 8,5 раза ниже, а про качество лучше уж промолчать)...
Так что поле для бизнеса на частных домах престарелых самое благодатное. И вот рекламное пространство запестрило заманчивыми предложениями для пенсионеров. Главная «замануха» — проживание и питание в современном пансионате в обмен на пенсию. Но как же возможно это чудо за 10-15 тысяч рублей?
Современные дома престарелых — это помещения, построенные или специально оборудованные для пребывания в них пожилых людей с нарушениями двигательных функций, с разного рода деменциями и прочими тяжелыми хроническими заболеваниями. Персонал в таких заведениях должен быть не просто внимательным и заботливым, но и обладать массой специальных знаний и навыков. Все это не может стоить так дешево. Стоимость пребывания в настоящем пансионате для пожилых людей в столичном регионе только начинается с отметки в 50 тысяч рублей в месяц.
На чем же тогда строится бизнес подавляющего большинства частных домов престарелых? На тотальной экономии, первыми жертвами которой становятся несчастные пенсионеры. Вот тревожные сообщения из последних сводок. В Екатеринбурге 25 человек жили в одной комнате. В Великом Новгороде частный дом престарелых размещался в обычной квартире. В Подольске постояльцев пансионата буквально морили голодом... Каждый второй частный дом престарелых расположен либо на даче, либо в загородном доме. Которые перестраивать предприимчивые коммерсанты не имеют желания. В результате пенсионеры обитают в помещениях с крутыми лестницами, с ванными и санузлами, не приспособленными для пожилых людей. Пандусы — редкость...
И при этом действуют эти учреждения на вполне законных основаниях. По факту власти обращают на них внимание только тогда, когда случается очередной пожар и прочие ЧП с трагическими последствиями. За частными домами престарелых существует контроль со стороны МСЧ и Роспотребнадзора, но в действительности сотрудникам этих организаций для совершения любых действий необходима хотя бы жалоба. А кто ее будет писать?
По словам первого замминистра труда и социальной защиты РФ Алексея Вовченко, государство заинтересовано в развитии частного рынка стационарного социального обслуживания пожилых людей. Перед министерством стоит задача довести к 2018 году долю социальных услуг, оказываемых предприятиями частного сектора, до 10%. Однако прежде чем это произойдет, необходимо для всех игроков этой деликатной сферы услуг выработать жесткие и прозрачные требования, равно как и эффективные механизмы контроля их исполнения. Для многих постояльцев этих «пансионатов строгого режима» это без преувеличения вопрос жизни и смерти. А пока же этот бизнес в России делается буквально на издевательствах над стариками.