Главная Экономика 20:20 18 Июня 2016 2692
А если по монреальскому счету?

Россияне все еще остаются авиапассажирами второго сорта

Анатолий Журин

Расследование обстоятельств и причин нашумевшей мартовской катастрофы рейса авиакомпании Flydubai в Ростове-на-Дону не завершено, но уже сейчас возникает множество вопросов касательно выплаты компенсаций родственникам погибших. Казалось бы, в свое время все точки над i в этом вопросе расставила Монреальская конвенция. Увы, не для россиян.

Напомним, что эта конвенция, принятая в 1999 году взамен старой Варшавской, отменила прежние лимиты по выплатам пострадавшим в авиакатастрофе и их родственникам. При возникновении страхового случая авиапассажиры или их близкие нынче могут рассчитывать на получение как минимум 135 тысяч долларов, причем безо всяких судебных разбирательств. Из 191 государства — члена ИКАО Монреальскую конвенцию подписали 119. Однако Россия — единственная из G-20 и стран БРИКС — не присоединилась к этой конвенции.

А прежняя, Варшавская конвенция 1929 года предусматривала минимальную компенсацию в размере 125 тысяч золотых франков (эквивалент 8300 долларов) и максимум в 20 тысяч долларов. Причем пострадавшие или их родственники для получения компенсации должны доказать вину авиакомпании в суде. Монреальская же конвенция ввела двухуровневую систему ответственности авиаперевозчика перед пассажирами. На первом уровне, сразу же после наступления страхового случая, авиакомпания (или ее страховщик) должна выплатить около 135 тысяч долларов каждому пострадавшему — даже если вина перевозчика не доказана. Если же авиакомпания будет признана виновной в происшествии, наступит второй уровень ответственности, при котором сумма выплат ущерба вообще не ограничивается. Ну и по мелочам: выплаты за утерю багажа увеличились до 1000 долларов (вместо прежних 400 долларов за 20 кг), а за необоснованные задержки рейсов выплачиваются до 5 тысяч долларов.

Возвращаясь к ростовской катастрофе, сразу скажем, что россияне получат многократно меньшую компенсацию, чем, к примеру, украинцы, чья страна ратифицировала Монреальскую конвенцию. Увы, обычная для наших граждан практика. Сколько было подобных случаев: когда дело доходило до реального возмещения ущерба, авиаперевозчики и страховщики оставались в роли сторонних наблюдателей, пока пострадавшие и их родные мучительно добивались выплат в суде.

Так, родственники россиян, погибших в октябре 2001 года в результате поражения Ту-154 компании «Сибирь» ракетой украинских ПВО, получили издевательские суммы — по 60 тысяч рублей. В то время как родственникам погибших в том же самолете израильтян выплатили от 200 тысяч до 1 млн долларов. Очевидная дискриминация, причем в России узаконенная. В правилах авиакомпаний пассажиры четко делятся на «варшавских» и «монреальских», и там прямо указывается, что компенсация в случае авиапроисшествий будет разная.

Если мы всерьез ведем речь о конкуренции на рынке международных воздушных перевозок, требуется корректировка правил страхования. Кстати, крупные российские авиакомпании, входящие в Международную авиатранспортную ассоциацию («Аэрофлот», S7, «Волга-Днепр» и другие), не дожидаясь высоких указаний и разрешений, уже страхуют пассажиров на суммы большие, чем предусмотрено Варшавской конвенцией.

Но почему же Россия столько лет тянет с вступлением в Монреальскую конвенцию? Этот вопрос мы задали эксперту ИКАО и Комиссии по транспорту Госдумы РФ Виталию БОРДУНОВУ.

— Главная причина — некомпетентность чиновников Минтранса и лично замминистра Валерия Окулова. Все их рассуждения сводятся к одному: Варшавская конвенция — это дешевле для авиакомпаний и страховщиков, — объясняет Бордунов. — Дескать, отечественные авиаперевозчики не потянут возможные «катастрофические» расходы. В какой-то мере такое объяснение можно понять, учитывая состояние, в котором пребывает большая часть авиакомпаний, да к тому же на фоне продолжающегося сокращения числа региональных аэродромов. Но ведь мы должны стремиться не сохранять печальное состояние дел, а выйти из этого пике. А это невозможно, оставаясь в рамках Варшавской конвенции в компании 32 государств, в основном беднейших, по большей части африканских...

Между тем очевидна тенденция. Ответственность перевозчика по монреальскому счету заставляет авиакомпании больше беспокоиться о безопасности полетов. Без чего невозможно повысить привлекательность компании в глазах пассажиров. Кстати, в «Аэрофлоте» с 2001 года никаких авиапроисшествий не зафиксировано. То есть математика авиастрахования напрямую влияет на экономическую ситуацию, ведь руководители подобных компаний трезво оценивают то обстоятельство, что любое авиационное ЧП потянет за собой огромные финансовые потери. Авиационное страхование автоматически не влияет на расходы авиакомпаний и не является фактором, повышающим тарифы. К сожалению, регулятор — Минтранс — почему-то это не учитывает. Из-за чего российские граждане на зарубежных рейсах получают статус пассажира второго сорта. В соответствии с рекомендацией ИАТА действует режим двух правил: первого (Монреаль) и второго (Варшава). На борту лайнера могут находиться пассажиры разных стран, и в случае катастрофы родственникам выплатят компенсации согласно тому, какую из конвенций ратифицировала их страна.

Помнится, еще три года назад один из руководителей комитета Госдумы по транспорту бодро заявлял: «Уверен, мы ратифицируем Монреальскую конвенцию в ближайшее время...». Ну и где этот закон о «присоединении к Монреалю»? Все там же, задвинут чиновниками Минтранса в долгий ящик...

 

Суд арестовал активы Анатолия Чубайса более чем на пять миллиардов рублей

Алекс Зверев
Труд
Анатолий Борисович мимо рта ложки не проносил. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Федеральная служба судебных приставов сообщила, что суд арестовал активы Анатолия Чубайса на сумму 5,6 млрд рублей. Осталось найти, где спрятал деньги бывший главный приватизатор России, председатель «Роснано» и специальный...

Законы, ограничивающие аппетиты строительного бизнеса и близкого ему чиновничества, вредят развитию Москвы?

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Мэр Москвы Сергей Собянин назвал Генплан тормозом развития города. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

На прошлой неделе на заседании президиума Госсовета по вопросу развития «инфраструктуры для жизни» мэр Москвы уже в практической плоскости озвучил давнюю мечту: отказаться от главного закона, по которому...

Экономика 00:06 / 25 Апреля 2025 5685
А олени лучше

Российский автомобильный рынок все больше напоминает начало 1990-х

Максим Башкеев
Труд
Рейтинг самых продаваемых «подержанок» возглавила родная вазовская «семерка». Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Помните такую песню Кола Бельды, с хитрым прищуром глаз утверждавшего, что лучшее транспортное средство у нас — олень? Если он и преувеличивал, то ненамного. Российский автомобильный рынок все больше напоминает...

Украина во главе с Зеленским так и не подписала окончательных документов по соглашению, а заодно и не желает завершать боевые действия, подчеркнул глава США 

Фото: © White House, globallookpress.com

Президент США Дональд Трамп выразил свое возмущение по поводу того, что Украина во главе с Владимиром Зеленским так и не подписала окончательную сделку по редкоземельным металлам. Также он обвинил украинского коллегу...

Прецедент с изъятием средств ранее уже произошел в Германии 

Фото: © Zamir Usmanov, globallookpress.com

Суд Евросоюза в Люксембурге подтвердил, что запрет на ввоз наличных евро в Россию из ЕС распространяется даже на медицинские расходы. Об этом говорится в решении судебной инстанции, опубликованном в среду, 30 апреля. «Запрет на вывоз...

Закрываются дилерские центры, торговавшие китайскими автомашинами

Максим Башкеев
Труд
Проблема вовсе не в качестве автомашин китайской сборки. Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

В первом квартале текущего года на 30% просели продажи «большой четверки»: Haval, Chery, Geely и Changan. Неужто наши автомобилисты решили пересесть на модели отечественного производства? Проблема вовсе не в качестве...

28 апреля впервые в истории Европы произошел блэкаут одновременно в нескольких странах ЕС, сильно завязанных на «зеленую» энергетику

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Испанцы отличаются природным фатализмом, но даже некоторых из них охватила паника. Фото: Jan-Uwe Ronneburger/dpa, globallookpress.com

В первые майские дни без света сидели многие жители Подмосковья — погодные катаклизмы обесточили ряд районов, дачники срочно запасались свечами. Энергетики подлатали сети, свет включился, но осадок остался. А тем временем...

По его словам, этими случаями займется Госдума

Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Депутаты Государственной думы рассмотрят жалобы клиентов банков на односторонние изменения кредитными организациями условий оказания финансовых услуг. Об этом сообщил в своем Telegram-канале председатель нижней палаты парламента Вячеслав Володин. «Обязательно...

Правительство отказалось ввести регулирование розничных цен на социально значимые товары

Алекс Зверев
Труд
Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Правительство РФ не поддержало законопроект думской фракции «Справедливая Россия — За правду» (СРЗП) о регулировании розничных цен на социально значимые товары. В советское время торговля...

В России резко подорожал картофель: за год почти втрое! И все те же вопросы: кто виноват и что делать?

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
За год цена на картошку в магазинах подскочила без малого втрое. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Как следует из отчета Росстата, цена на картофель за год поднялась в рознице не на проценты, а на порядок — в 2,8 раза. Только с января цены подскочили на 85%. Оптовая же...

В России побит рекорд по числу банкротов. Очевидно, что люди не «вывозят» кредиты

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
Мы пожинаем идеологию общества потребления, когда иметь стало важнее, чем быть. Фото: Chromorange/Bilderbox, globallookpress.com

В прошлом году рекордное число наших граждан признали себя банкротами — 431,9 тысячи человек, по данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве. 2025-й, вероятно, будет еще богаче на банкротства. Очевидно,...

Межправительственное соглашение о строительстве было подписано в июне 2024-го, в ходе визита Владимира Путина в КНДР

Фото: www.government.ru

Глава правительства РФ Михаил Мишустин запустил строительство автомобильного моста через реку Туманную в Приморском крае, который соединит Россию с Северной Кореей. Об этом в среду, 30 апреля сообщает Telegram-канал российского кабмина. Церемония...

Ежегодно в России из одного региона в другой переезжают около 4 млн человек, и цифра эта постоянно увеличивается

Максим Башкеев
Труд
Каждый второй россиянин хотя бы раз в жизни переезжал с вещами из города в город или из региона в регион. Иллюстрация Александры Кодак

Кто-то снимается с насиженных мест ради работы, кто-то в силу семейных обстоятельств, кто-то из-за учебы. Немало переселенцев меняют постоянное место жительства из-за климата, причем едут как с севера на юг, так и в обратном...

С иском против бывшего главы «Роснано» в суд обратилось конкурсное руководство компании «Лира»

Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Арбитражный суд Москвы отказался привлечь бывшего главу государственной корпорации «Роснано» Анатолия Чубайса к ответственности по миллиардным долгам компании «Лира». Об этом сообщает РИА Новости. «Заявитель не...

По данным агентства, соглашение, в частности, предусматривает создание условий для увеличения инвестиций в украинскую горнодобывающую промышленность и энергетику

Фото: Александр Рекун, globallookpress.com

Украина готова подписать с США соглашение о природных ресурсах в среду, 30 апреля. Об этом сообщило информационно-аналитическое агентство Блумберг со ссылкой на источники. По их данным, в рамках соглашения две страны будут стремиться создать...

Государство хочет заставить собственников сдаваемых квартир собирать письменные согласия с соседей. А как насчет частных домов?

Максим Башкеев
Труд
Настоящая цель этой затеи - вывод данного бизнеса из тени. Фото: Chromorange/Bilderbox, globallookpress.com

В арендном бизнесе грядет очередное закручивание гаек. На этот раз государство хочет заставить собственников сдаваемых квартир собирать письменные согласия с соседей. Необходимость этого объясняется заботой о комфорте жильцов...