Главная Экономика 20:20 18 Июня 2016 2631
А если по монреальскому счету?

Россияне все еще остаются авиапассажирами второго сорта

Анатолий Журин

Расследование обстоятельств и причин нашумевшей мартовской катастрофы рейса авиакомпании Flydubai в Ростове-на-Дону не завершено, но уже сейчас возникает множество вопросов касательно выплаты компенсаций родственникам погибших. Казалось бы, в свое время все точки над i в этом вопросе расставила Монреальская конвенция. Увы, не для россиян.

Напомним, что эта конвенция, принятая в 1999 году взамен старой Варшавской, отменила прежние лимиты по выплатам пострадавшим в авиакатастрофе и их родственникам. При возникновении страхового случая авиапассажиры или их близкие нынче могут рассчитывать на получение как минимум 135 тысяч долларов, причем безо всяких судебных разбирательств. Из 191 государства — члена ИКАО Монреальскую конвенцию подписали 119. Однако Россия — единственная из G-20 и стран БРИКС — не присоединилась к этой конвенции.

А прежняя, Варшавская конвенция 1929 года предусматривала минимальную компенсацию в размере 125 тысяч золотых франков (эквивалент 8300 долларов) и максимум в 20 тысяч долларов. Причем пострадавшие или их родственники для получения компенсации должны доказать вину авиакомпании в суде. Монреальская же конвенция ввела двухуровневую систему ответственности авиаперевозчика перед пассажирами. На первом уровне, сразу же после наступления страхового случая, авиакомпания (или ее страховщик) должна выплатить около 135 тысяч долларов каждому пострадавшему — даже если вина перевозчика не доказана. Если же авиакомпания будет признана виновной в происшествии, наступит второй уровень ответственности, при котором сумма выплат ущерба вообще не ограничивается. Ну и по мелочам: выплаты за утерю багажа увеличились до 1000 долларов (вместо прежних 400 долларов за 20 кг), а за необоснованные задержки рейсов выплачиваются до 5 тысяч долларов.

Возвращаясь к ростовской катастрофе, сразу скажем, что россияне получат многократно меньшую компенсацию, чем, к примеру, украинцы, чья страна ратифицировала Монреальскую конвенцию. Увы, обычная для наших граждан практика. Сколько было подобных случаев: когда дело доходило до реального возмещения ущерба, авиаперевозчики и страховщики оставались в роли сторонних наблюдателей, пока пострадавшие и их родные мучительно добивались выплат в суде.

Так, родственники россиян, погибших в октябре 2001 года в результате поражения Ту-154 компании «Сибирь» ракетой украинских ПВО, получили издевательские суммы — по 60 тысяч рублей. В то время как родственникам погибших в том же самолете израильтян выплатили от 200 тысяч до 1 млн долларов. Очевидная дискриминация, причем в России узаконенная. В правилах авиакомпаний пассажиры четко делятся на «варшавских» и «монреальских», и там прямо указывается, что компенсация в случае авиапроисшествий будет разная.

Если мы всерьез ведем речь о конкуренции на рынке международных воздушных перевозок, требуется корректировка правил страхования. Кстати, крупные российские авиакомпании, входящие в Международную авиатранспортную ассоциацию («Аэрофлот», S7, «Волга-Днепр» и другие), не дожидаясь высоких указаний и разрешений, уже страхуют пассажиров на суммы большие, чем предусмотрено Варшавской конвенцией.

Но почему же Россия столько лет тянет с вступлением в Монреальскую конвенцию? Этот вопрос мы задали эксперту ИКАО и Комиссии по транспорту Госдумы РФ Виталию БОРДУНОВУ.

— Главная причина — некомпетентность чиновников Минтранса и лично замминистра Валерия Окулова. Все их рассуждения сводятся к одному: Варшавская конвенция — это дешевле для авиакомпаний и страховщиков, — объясняет Бордунов. — Дескать, отечественные авиаперевозчики не потянут возможные «катастрофические» расходы. В какой-то мере такое объяснение можно понять, учитывая состояние, в котором пребывает большая часть авиакомпаний, да к тому же на фоне продолжающегося сокращения числа региональных аэродромов. Но ведь мы должны стремиться не сохранять печальное состояние дел, а выйти из этого пике. А это невозможно, оставаясь в рамках Варшавской конвенции в компании 32 государств, в основном беднейших, по большей части африканских...

Между тем очевидна тенденция. Ответственность перевозчика по монреальскому счету заставляет авиакомпании больше беспокоиться о безопасности полетов. Без чего невозможно повысить привлекательность компании в глазах пассажиров. Кстати, в «Аэрофлоте» с 2001 года никаких авиапроисшествий не зафиксировано. То есть математика авиастрахования напрямую влияет на экономическую ситуацию, ведь руководители подобных компаний трезво оценивают то обстоятельство, что любое авиационное ЧП потянет за собой огромные финансовые потери. Авиационное страхование автоматически не влияет на расходы авиакомпаний и не является фактором, повышающим тарифы. К сожалению, регулятор — Минтранс — почему-то это не учитывает. Из-за чего российские граждане на зарубежных рейсах получают статус пассажира второго сорта. В соответствии с рекомендацией ИАТА действует режим двух правил: первого (Монреаль) и второго (Варшава). На борту лайнера могут находиться пассажиры разных стран, и в случае катастрофы родственникам выплатят компенсации согласно тому, какую из конвенций ратифицировала их страна.

Помнится, еще три года назад один из руководителей комитета Госдумы по транспорту бодро заявлял: «Уверен, мы ратифицируем Монреальскую конвенцию в ближайшее время...». Ну и где этот закон о «присоединении к Монреалю»? Все там же, задвинут чиновниками Минтранса в долгий ящик...

 

Экономика 00:01 / 25 Октября 2024 10915
Идут белые снеги

Наступающая зима станет очередным испытанием для коммунальных служб и граждан - в этом нет сомнений

Александр Киденис
Труд
Многие будущие виновники ЧП уже готовы к оправданиям: мол, нечем ремонтировать. Фото: Олег Спиридонов/Business Online, globallookpress.com

Научный руководитель Гидрометцентра Роман Вильфанд обещает нам аномальную зиму 2024-2025 годов с резкими перепадами температуры и рекордными осадками — самую снежную за 300 лет. Слушаешь такие прогнозы и заранее...

Бюджетные деньги были переведены учрежденной «Роснано» компании «Пластик Лоджик», не имевшей технологий и кадров для создания подобных устройств 

Экс-глава «Роснано» Анатолий Чубайс. Фото: © Anatoly Lomokhov, globallookpress.com

Бывшие руководители государственной корпорации «Роснано» похитили более 13 миллиардов рублей, выделенных из бюджета страны для производства устройств на основе так называемой гибкой электроники. Последние получили в народе...

Почему на фоне роста благосостояния гражданам все больше нравится секонд-хенд

Александр Киденис
Труд
Фото: © Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Продажи подержанных автомашин в России бьют рекорды: более 560 тысяч штук только за август. Ажиотажный спрос, до 30% и выше, зафиксирован на бывшую в употреблении технику и электронику, а также на компьютеры...

Странные вещи происходят на российском продовольственном рынке

Александр Киденис
Труд
В подорожании масла в «Союзмолоке» обвинили россиян, которые съели аномально много... мороженого. Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

В Екатеринбурге случилось небывалое: гангстеры обокрали не ювелирный или винно-водочный магазин, а молочный: похитили... сливочное масло. Камеры видеонаблюдения зафиксировали, что операция была не спонтанной, а продуманной....

«Друзья России - армия, флот и крепкие финансы», - заявил глава Минфина Антон Силуанов

Труд
Фото: Алексей Смышляев, globallookpress.com

Вячеслав Володин, председатель Государственной думы — Если анализировать заявления прежних лет: Вот отдадим [электроэнергетику] частникам — и они будут наращивать мощности. Что нарастили-то? В атомной энергетике...

Соответствующий указ с целью достижения установленных показателей национального проекта «Международная кооперация и экспорт» подписал Махмуд-Али Калиматов

Фото предоставлено пресс-службой главы и правительства Республики Ингушетия

Еще одной задачей совета станет создание благоприятных условий для осуществления экспортной деятельности. В его состав включены председатель регионального правительства Владимир Сластенин,  вице-премьеры, представители регминистерств, экономических...

Единственный производитель алюминиевой тары – компания «Урбан Крафт» – объявила о переходе с полулитровых банок на 0,45 

Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Пиво в банках объемом 0,5 литра больше не будет доступно в России, равно как и любые другие напитки. Об этом в четверг, 31 октября сообщает Telegram-канал Mash. По данным обозревателей, единственный в стране производитель алюминиевой упаковки...

Мероприятие пройдет в рамках празднования Дня работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности 

Фото предоставлено пресс-службой главы и правительства Республики Ингушетия

В Ингушетии состоится ярмарка «Дошо Гуйре». Она пройдет в рамках празднования Дня работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Глава республики Махмуд-Али Калиматов отметил, что событие должно привлечь множество...

Экономика 00:02 / 11 Октября 2024 5239
Свечку не держали

Министер сельского хозяйства Оксана Лут призвала молиться богу о дожде

Алекс Зверев
Труд
Министер сельского хозяйства Оксана Лут. Фото: Sergey Elagin, globallookpress.com

Что творится у нас на продовольственном рынке, одному Богу известно. Или, возможно, покровителю урожая Илье-пророку. В начале октября Михаил Мишустин заявлял о рекордных урожаях. «Мы ждем еще результатов этого...

Власти региона активно работают над повышением доходной базы бюджета, и в 2024 году это принесло свои плоды 

Фото предоставлено пресс-службой главы и правительства Республики Ингушетия

Руководство Ингушетии прилагает все усилия, чтобы достичь стабильного социально-экономического развития региона, и сумело добиться сокращения просроченной задолженности перед федеральным центром. Глава региона Махмуд-Али Калиматов подчеркнул,...

Президент России намерен предложить коллегам создать новую глобальную финансово-платежную систему

Фото: Михаил Метцель/пул Кремля, globallookpress.com

Президент России Владимир Путин представит на саммите БРИКС в Казани план по разрушению долларовой системы. Об этом сообщило издание The Economist. Как сказано в статье, Путин намерен предложить лидерам стран – членов объединения создать...

Экономика 00:09 / 15 Ноября 2024 5106
Игра в бутылочку

Государственная дума и Совет Федерации ударили по злостным виновникам падения рождаемости с двух сторон

Марина Крючкова, Максим Башкеев
Труд
За первое полугодие в России родились 599,6 тысячи детей — абсолютный минимум за нашу новейшую историю. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

На минувшей неделе, кто не заметил, у нас отличились сразу обе палаты парламента. Госдума мигом, во втором и третьем чтениях, приняла закон о запрете пропаганды чайлдфри. А Совет Федерации, зайдя на цель...

С января его аэропорт начнет принимать гражданские самолеты третьего класса, то есть вместимостью от 20 до 50 пассажиров

Анатолий Журин
Труд
Когда-то пилоты назвали аэропорт в этом городе Шереметьево-3. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

В прошлом номере в статье «Полеты во сне. А наяву?» мы рассказывали о проблемах малой авиации в стране: отрасль в кризисе, местные аэродромы закрываются, а замену трудяге-кукурузнику пока...

В ходе своего выступления на форуме глава РФ отметил, что доллар сегодня используется как оружие, что является «большой ошибкой тех, кто это делает» 

Фото: http://kremlin.ru

Президент России Владимир Путин на саммите БРИКС в Казани после завершения заседания организации в расширенном составе ознакомился с символической «купюрой БРИКС». Об этом в среду, 23 октября сообщает «РИА Новости». Журналисты...

Последние три года республика стабильно демонстрирует положительную динамику с точки зрения индекса промышленного производства. Махмуд-Али Калиматов пояснил, как этого удалось добиться 

Фото предоставлено пресс-службой главы и праительства Республики Ингушетия

По данным Росстата, Ингушетия входит в число регионов, которым удается сохранять темп по росту промышленности выше 10%. И по итогам первых десяти месяцев текущего года этот показатель в республике составил 113% по отношению к аналогичному периоду...

В России предложили строить авиадеревни. А пока аэродромы закрываются, а замену кукурузнику пока так и не нашли

Анатолий Журин
Труд
Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

В бескрайней России только малая авиация способна обеспечить транспортную доступность для жителей провинции. Вопрос в том, как это сделать, если отрасль в кризисе, аэродромы закрываются, а замену кукурузнику пока так и не нашли....





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?