Нью­-Йорк, метро «Маяковская»

Советским павильонам на международных выставках прошлого столетия посвящена экспозиция, открытая сегодня в зале «Рабочий и колхозница»

Знаменитый памятник работы Веры Мухиной так давно живет в Москве, что не все помнят: создавался он для Парижа. Устремленная вперед и ввысь скульптура «Рабочий и колхозница» в 1937 году произвела там сенсацию еще и потому, что открыто противостояла нацистскому орлу, увенчавшему немецкий павильон. А восходящий уступами вверх, словно древний храм, павильон СССР служил постаментом грандиозным фигурам, славящим свободный труд. Сегодня тот самый памятник стоит близ ВВЦ тоже на гигантском подиуме, и прямо в нем открыли экспозицию, посвященную малоизвестной странице истории российской архитектуры.

Старт истории павильонов СССР был дан в 1925 году в Париже: на Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности публику удивил недорогой, но чрезвычайно креативный павиль­он Константина Мельникова. «Самая острая постройка на выставке», – писали газеты. Асимметричный вход, легкий каркас из дерева и стекла, сверху – серпасто­молоткастая вышка­мачта с буквами «СССР».

Алексей Пахомов. Эскиз панно «Дети страны Советов»  для Всемирной выставки в Париже 1937 года. 1936. Холст, масло. Собрание Алекса Лахмана, Кёльн. Фото предоставлено организаторами выставки

В стране, едва оправившейся от гражданской войны, создание подобных павильонов воспринималось как дело архиважное. Их проекты на закрытых конкурсах определяло жюри во главе с наркомом просвещения Луначарским. Денег не жалели. И хотя в самом СССР, за исключением столиц и фасадов социализма типа Днепрогэса, строили так себе, на выставках в Европе и США лучшие наши архитекторы показывали передовые идеи.

Александр Лабас. Эскиз панно «Авиация СССР» для Всемирной выставки в Париже 1937 года. 1936. Бумага, гуашь, акварель. Из собрания Ольги Бескиной-Лабас, Москва. Фото предоставлено организаторами выставки

В Париже в 1937-­м прогремел Борис Иофан. Тот самый, что победил на конкурсе проектов Дворца Советов. Поражали не только «Рабочий и колхозница»: внутри здания была карта СССР из драгоценных камней. Теперь ее достали из запасников. Настоящий бенефис Музея архитектуры, чья роскошная коллекция из­за тесноты здания обычно невидима.

Владимир Щуко. Проект павильона СССР для Международной выставки декоративных и промышленных искусств в Париже. Главный фасад. 1924. Бумага, тушь, акварель, аппликация. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева. Фото предоставлено организаторами выставки

Еще один павильон СССР от Иофана тоже увенчал монумент – хотя «Рабочего со звездой» Андреева помнят меньше, чем работу гениальной Мухиной. Тот павильон в Нью­Йорке в 1939 году стал самым мультимедийным: в нем расставили киноэкраны и диорамы, крутили фильмы, а через динамики давали мелодии народов СССР. Главным чудом была копия станции метро «Маяковская» в натуральную величину между зеркальными стенами.

Неизвестный фотограф. Витрина-конструкция  Лазаря Лисицкого. Советский павильон на Международной выставке «Пресса» в Кёльне. 1928 Серебряно-желатиновая печать. Государственный музей В.В. Маяковского. Фото предоставлено организаторами выставки

Павильон Экспо­1967 в Монреале его создатели посвятили 50-летию СССР. В макете Красноярской ГЭС текла вода, в бассейне плескалась рыба, а в отделе «Уголь» под землю спускалась шахтерская клеть… Когда в моду вошел функционализм, в Осаке­1970 советский павильон силуэтом и алым цветом напоминал гигантский развернутый флаг, трепещущий на ветру.

Михаил Посохин. Эскиз павильона СССР для Всемирной выстави в Осаке 1970 года. 1969. Бумага, гуашь, белила. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева. Фото предоставлено организаторами выставки

С тех пор мировые выставки приобрели более прагматичный характер, да и пропагандистских амбиций у нашей страны убавилось. А жаль – выставка в «Рабочем и колхознице» напомнила не только об официозном пафосе советских павильонов, еще Маяковским прозванных «машинами для агитации», но и об искреннем творческом порыве их гениальных создателей.