«Аврора» не стреляет холостыми

Легендарный крейсер готовится к реконструкции

Знаменитая «Аврора» уже этим летом собирается покинуть свое место у Петроградской набережной, где провела «безвыездно» более 20 лет. Это если отсчитывать с 1989 года — со времени окончания последнего капремонта. Но то была краткая отлучка, как моряку увольнительная на берег. А вообще-то самый старый корабль России (и Европы!) давно стал таким же неотъемлемым символом города на Неве, как Петропавловская крепость, Адмиралтейство, Исаакиевский собор.

Остаться без него? По счастью, на этот раз речь идет не о лишении флотского статуса, как случилось при теперь уже бывшем министре обороны Анатолии Сердюкове, а о новом качественном ремонте, призванном вернуть старушке «Авроре» и блеск, и лоск, и былую популярность у туристов, а главное, у начинающих моряков.

О том, что ремонт кораблю необходим, заговорили в Питере сразу после того, как российское военное ведомство возглавил Сергей Шойгу. Во время первого своего визита в Петербург минувшей зимой новый министр во всеуслышание заявил о планах:

— У меня есть поручение от главы государства — попробовать восстановить «Аврору» в том статусе, в котором она была. Мое личное убеждение: у армии, как и у страны, должны быть символы неприкасаемые.

И вот процесс, что называется, пошел. В начале июня на дно Невы под «Авророй» спустились водолазы. Требовалось тщательно обследовать обшивку корпуса судна и дать заключение о возможности транспортировки его в док. Вмятин или пробоин не обнаружено. Впрочем, не обнаружен и бетонный постамент, на котором, согласно устойчивому мифу, покоится крейсер. Расстояние от днища до речного дна колеблется от 1,5 до 3 метров.

— У нас любят разные байки, не имеющие отношения к реальности. Так получилось и с «бетонкой» для «Авроры», — рассказал «Труду» Игорь Курдин, капитан 1 ранга запаса, руководитель клуба моряков-подводников. — Профессионалы знают: в 1980-х при последнем ремонте корабля ему вернули днище, сработанное из высокопрочной стали по чертежам оригинала. О том, что старое насквозь прогнило, было известно еще в конце 1940-х. Крейсер всю войну стоял в Лужской губе, защищая артогнем подступы к Ленинграду. После Великой Отечественной его обследовали и решили залить днище высококачественным бетоном, чтобы предотвратить протечки. Толщина его была сантиметров 10-15. А в 1983-м этот самый бетон срезали, так как расколупать его не получилось. Бетонное основание крейсера до сих пор покоится в водах Лужской губы. На самом деле «Аврора» на плаву. Дошла же в свое время от Петроградской набережной до ремонтного дока, а потом обратно. Причем произошло это средь бела дня, на глазах у всего города. Специально разводили тогда мосты. Удерживают корабль у набережной в центре города четыре якорные бочки. А два толстых металлических троса, которые тянутся к нему с берега, — это электрический кабель, шланги для подачи воды и т. п.

— Игорь Кириллович, вы возглавили межведомственную рабочую группу по подготовке корабля к капитальному ремонту. Вместе с коллегами принимали участие в его обследовании. Уже известно, когда начнется ремонт, где будет проходить, сколько средств на это потребуется?

— Разработан план, есть техническое задание на ремонтные работы, которое сейчас изучают в военном ведомстве. Когда утвердят, станут известны и предполагаемые затраты.

Кое-какие подробности о грядущем ремонте «Авроры» удалось выяснить у Сергея Овсянникова, который в 1980-е был ведущим конструктором КБ судоремонтного завода имени Жданова (ныне — «Северная верфь») и принимал участие в масштабной реконструкции крейсера революции. Ныне Сергей Иванович — сотрудник Центрального военно-морского музея ВМФ РФ и один из консультантов «Северной верфи», в доке которой и будет «лечиться» «Аврора».

— Во время предыдущего капремонта, проходившего в 1983-1989 годах, у крейсера были демонтированы машинная и котельная системы, а вспомогательные паровые механизмы заменены на дизельные агрегаты, — объясняет Овсянников. — Кроме того, была заменена подводная часть корпуса корабля, но сохранен киль, шпангоуты и машинные отделения. Таким образом, восстановление «Авроры» до состояния полноценного корабля технически вполне возможно. На «Авроре» сохранилось 70% ее родного оборудования, поставленного при спуске на воду. От обушка до паровой машины, а также корпуса, артиллерийского оборудования. А всего деталей на корабле 2,5 тысячи. Сильно износилась донно-забортная арматура, вспомогательные механизмы.

— Что предполагает нынешняя реконструкция?

— Главное — восстановить непотопляемость и функциональность всех систем корабля. Основные из них — система пожаротушения и водоотлива. Требуется обновить дизель-электрическую энергоустановку, средства связи, навигационное и радиотехническое оборудование. Кроме того, будет проведен косметический ремонт всех помещений и кардинально преобразована экспозиция музея. Ведь она не менялась с советских времен и повествует в основном о жизни крейсера в революционную и постреволюционную эпоху. А про первые 14 лет жизни и последние 20 ничего не говорится.

— Говорят, на все работы потребуется не менее 3 млрд рублей...

— Меньше, чем в миллиард, тут не уложиться. Более точная цифра будет известна после того, как министр обороны утвердит проект реконструкции. Уже в конце лета — начале осени поведем «Аврору» в док. Если все удастся, то через год-другой Россия станет вторым в мире государством (после США, восстановивших парусный фрегат Constitution постройки XIX века. — «Труд») — обладателем ходового исторического боевого корабля.

голос

Александр ПОКРОВСКИЙ, писатель-маринист

— Лично я ратовал за то, чтобы не просто вернуть «Аврору» в строй, а поставить ее на ход. Пусть плавает хотя бы по Неве, помогает начинающим морякам обрести опыт, в том числе, нравственный. Никакие «правильные» слова о любви к Родине не воспитывают так, как сам факт пребывания на историческом судне.