«Отцы» реформы образования, ратовавшие за тестовую оценку знаний, понимать, что их эксперимент провалился
Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов предлагает реформировать ЕГЭ, сделав его двухуровневым. Что это даст? Можно ли улучшить экзамен, который с каждым годом становится все более взяткоемким и скандальным? Комментирует доктор педагогических наук, президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков.
— За последние годы в системе образования нашей страны произошли фундаментальные изменения. Теперь она нацелена на штамповку одномерных потребителей. В значительной степени этому способствовало внедрение Единого государственного экзамена (ЕГЭ).
Сегодня даже отцы этой реформы, активно насаждавшие тестовую оценку знаний, стали понимать, что их эксперимент полностью провалился. Поэтому начались всевозможные маневры. Министр образования и науки Дмитрий Ливанов предложил ввести принцип «портфолио школьника» (при поступлении в вузы учитывать «внеучебные достижения абитуриентов, например, творческие, в спорте и т. д.»). Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов теперь ратует за то, чтобы провести своего рода пересортицу единого государственного экзамена. Он заявляет: «Нам нужно иметь два уровня ЕГЭ. Нам нужен базовый уровень ЕГЭ с вопросами-ответами для тех, кто хочет тройку-четверку. Для тех, кто хочет пятерку, кто хочет поступать в ведущие вузы, — вариант номер два. Это нормальная письменная работа, нормальное сочинение».
Короче, руководитель инкубатора реформ фактически предлагает ввести два различных варианта ЕГЭ. Первый — более сложный — для продвинутых учащихся, желающих поступить в престижные вузы. Второй — для всех остальных, нуждающихся лишь в получении аттестата. Реализация этой идеи будет означать разделение всех выпускников на людей первого и второго сорта. В первый сорт, само собой, попадут дети чиновников, политиков, депутатов, банкиров. Во второй — всего остального населения страны.
Суть экзамена от этого нисколько не изменится. Он останется единым и государственным, то есть обязательным для всех. Однако введение двухуровневого ЕГЭ приведет к полной неразберихе в системе итоговой оценки знаний. Потому что и в первом, и во втором случае выпускники будут получать похожие сертификаты, но с соответствующими баллами. Один сертификат будет давать возможность поступать в вуз, а другой — нет. Еще больше расцветет коррупция в системе образования. Потому что цена первых сертификатов на черном рынке невероятно вырастет. А для детей из малообеспеченных семей поступление в вузы станет несбыточной мечтой. И миф о равнодоступности образования как социальном лифте окончательно рухнет.
Что делать? По-моему, ответ на данный вопрос давно уже дали представители движения «Образование — для всех». Тестовый экзамен должен стать сугубо добровольным, его результаты могут учитываться всего лишь как один из факторов в общем портфолио выпускника.
Поэтому логичнее было бы провести не пересортицу ЕГЭ, какую фактически предложил господин Кузьминов, а полную уценку этого разрушительного для России новшества.