РАВНЕНИЕ НА ФЛАГ

Государство, похоже, начинает большую приборку в морском хозяйстве. Госдума наконец приняла в первом чтении законопроект, направленный на возрождение российского флота. Депутаты проголосовали за создание Российского международного реестра судов, который позволит им ходить под родным флагом и платить налоги в российскую казну. Зам. министра транспорта Сергей Аристов, представляя законопроект, заявил, что в этом случае отечественный флот увеличится на 750 кораблей.

Разработка законопроекта началась еще восемь лет назад, когда стало ясно, что владельцы в массовом порядке отказываются работать под родным флагом. С 1992 года суммарное водоизмещение флота сократилось в 4 раза с 10,6 до 2,6 млн. тонн. Сегодня некогда крупнейшее Балтийское пароходство существует лишь на бумаге. Фактически нет ни одного судна на балансе Камчатского и значительно сократился флот Сахалинского пароходства. Страна с богатой морской историей практически лишилась специализированных судов: таких, как рефрижераторы, контейнеровозы, паромы. Почти нет теперь у нас и современных крупнотоннажных танкеров, газовозов, баклеров для перевозки угля, удобрений, зерна. Мин-транс давно бьет тревогу: России грозит утрата статуса морской державы! По данным ведомства, за последние 12 лет наши судовладельцы купили более 200 судов, из которых лишь 20 прописаны в родных портах. Как показывает статистика, на тысячу морских судов, принадлежащих нашим компаниям, приходится лишь 6 процентов внешнеторговых грузов. Большая часть "блудного" флота успела зарегистрироваться в Либерии, Панаме, на Мальте. Да где угодно, даже в Монголии, где морем отродясь не пахло.
По словам главы Федерального агентства морского и речного транспорта Вячеслава Рукши, сегодня под чужими флагами в море выходит более 50 тысяч российских моряков. При этом риск попасть в переделку и быть брошенным на произвол водной и иной стихии стал неотъемлемой частью и без того нелегкой морской доли. Лишнее тому подтверждение - трагедия русских моряков с "иноземных" теплоходов "Вест" и "Ароса", затонувших в Японском море в ноябре прошлого года.
При этом судовладельцы живут припеваючи. Ведь за последние 6 лет объемы внешнеторговых перевозок, как это ни странно на первый взгляд, не только не сократились, но даже возросли более чем в два раза: с 204 до 450 млн. тонн. А стоимость фрахта в 2004 году составила 7,5 млрд. долларов! Правда, Отечеству от этих доходов перепали сущие крохи: 300 млн. долларов, или 5 процентов от суммы. Консультант экспертного совета по водному транспорту Госдумы, ведущий специалист "Совкомфлота" Виктор Юрьев считает, что никакого парадокса в этом явлении нет: "Все происходящее в отрасли есть следствие фискальной политики сменявших друг друга правительств. Покупая построенные за границей суда - а таковых в составе компаний большинство, - их владельцы вынуждены платить налоги и таможенные сборы, составляющие четверть от стоимости кораблей. Достаточно привести свежий пример, когда крупная нефтяная компания заказала в Германии 5 арктических танкеров водоизмещением 16 тысяч каждый. А регистрация покупки в российском порту обошлась нефтяникам в 53,5 млн. долларов. Не все наши судовладельцы способны потянуть такие расходы и при этом устоять в конкурентной борьбе с иностранцами. Стоит ли удивляться, что большая их часть предпочитает экономить, прописывая суда в чужих странах с куда более щадящим налоговым законодательством".
Виктор Юрьев считает, что бороться с "бегством" судов следует, учитывая опыт крупных морских держав, еще в начале прошлого века столкнувшихся с этой проблемой. "В этих странах никого силой на родину не загоняли, а создали так называемые международные судовые реестры, которые заменили непомерные единовременные налоговые и таможенные поборы регистрационными и ежегодными потоннажными взносами. Кстати, Евросоюз пошел той же дорогой и весьма преуспел в плане государственной поддержки своих судовладельцев. Реестры позволили европейцам сохранить свой торговый флот, морские кадры и привлечь значительные инвестиции в отрасль. Под национальными флагами во вторых реестрах ходит 90 процентов судов Норвегии, 84 процента - Турции, 83 процента - Португалии, 82 процента - Франции. А маленькая Дания, собрав под свою юрисдикцию весь некогда беглый флот, теперь доминирует на мировом рынке контейнерных и рефрижераторных перевозок. Морской транспорт стал вторым по величине источником поступлений в казну".
Депутаты согласились с предложением правительства создать для российских судовладельцев те же условия, что действуют в развитых странах мира. Сергей Аристов, в частности, отметил, что новый налоговый режим предполагает отмену НДС и освобождение российских компаний от взимания таможенной пошлины при покупке новых судов. Правда, противники закона опасаются, что в случае перехода на этот порядок поступления от регистрации резко сократятся. При этом здесь не хотят вспоминать, что за последние 5 лет только шесть новых судов подняли на мачты российский триколор, а казна взамен получила всего 9 млн. долларов. По расчетам экспертов, к 2010 году наш флот может пополниться 750 судами, за счет фрахта которых будет получено 2,3 млрд. долларов. В случае если закон будет принят в том варианте, в каком за него почти единогласно проголосовали депутаты, в судоходстве и судостроении будет создано не менее 70 - 80 тысяч новых рабочих мест.