Такие акции проводились в разных городах, но никогда не находили поддержки у Русской православной церкви. Ведь обычно они затеваются всякого рода "религиозными меньшинствами", жаждущими под песни "христианских ансамблей" обзавестись новыми сторонниками. Причем процесс этот, и так предосудительный, отнюдь не всегда проходит гладко. В Йошкар-Оле мэрия вообще отказала выделить участок под организацию такого шоу. В Новосибирске милиция проверила граждан США, участвующих в фестивале, - и выяснила, что все они приехали с нарушениями визового режима. В Уфе организаторы акции без разрешения родителей усиленно обращали в свою веру детишек. В Тольятти власти были так шокированы размахом "миссионерства" и нарушениями официально заявленной программы, что обратились за помощью в прокуратуру...
И вот теперь фестиваль дошел до Ярославля. Причем впервые за историю города такого рода акция пройдет не под крышей какого-нибудь дворца культуры, а в трех гигантских брезентовых палатках, каждая из которых вмещает до тысячи зрителей. Раньше подобные шатры использовали передвижные цирковые труппы. Теперь, зазывая горожан под брезент, миссионеры обещают некие бесплатные песни "о Боге", газировку, "евангельские" танцы, воздушные шарики с надписями про любовь Иисуса, а также "чудесные" исцеления от разных болезней. Что самое любопытное - грядущий фестиваль усиленно выдается за мероприятие, которое "внесет свой вклад в развитие национальной и местной культуры"(?!)
Ярославская епархия выпустила на днях обращение, где подчеркнула, что никак не связана с предстоящим мероприятием и всячески его осуждает: "Мы призываем всех верных чад Русской православной церкви, просто жителей города воздержаться от соблазна и не посещать указанную акцию. Мы просим также разъяснять своим родным и близким ее истинные цели".
Особенно беспокоят православных обещанные на фестивале выступления "всемирно известных американских проповедников", супругов Кевин и Лесли Мак Нолти. Он - бывший тренер по теннису, узревший Иисуса в собственной спальне, она - отставная банковская работница, которая однажды "прониклась Святым Духом". Именно эта семейная пара, возглавляющая организацию "Christian Adventures International", готова предоставить для проведения шоу гигантские палатки. Между тем на официальном сайте Мак Нолти сказано, что их деятельность - это "ответ людям, которые тысячу лет были за барьером мертвой религии". Догадаться, о какой именно религии идет речь, нетрудно. Епархия, например, сразу все поняла. И выступает против того, чтобы иностранцы с такими взглядами проповедовали в Ярославле.
- Особенно гнетет, что мероприятие начинается 20 июня, - говорит секретарь Ярославской епархии иеромонах Серапион. - Ведь 22-го вся страна отмечает День памяти и скорби, а в православных храмах пройдут молебны о павших солдатах. И пока нормальные люди будут вспоминать тех, кто не вернулся с войны, - под пологом шатров начнутся песни и пляски, развеселые проповеди".
Православные настроены столь решительно, что собираются устроить массовые акции протеста.
Ситуацию комментирует заведующий кафедрой сектоведения Свято-Тихоновского православного богословского института, профессор Александр Леонидович ДВОРКИН:
- За последние годы российское общество стало осторожнее относиться к представителям "малых" религий. Во многом это заслуга прессы, и в частности - уважаемой мной газеты "Труд". Но и проповедники нетрадиционных культов меняют формы своей деятельности. Все чаще они вовлекают народ в секты, организуя вроде бы полезные мероприятия - концерты "против наркотиков", семинары об укреплении семей, художественные выставки, якобы психологические курсы, даже спортивные соревнования. Не зная, кто стоит за подобными акциями, люди теряют бдительность - и попадают в расставленные сети. "Фестиваль христианской музыки и чудес", проводимый по городам России и ближнего зарубежья с 1998 года, - явление того же порядка. Подобные акции очень любят устраивать неопятидесятники. Свою конфессиональную принадлежность организаторы, естественно, не афишируют. Ведь если ее назвать, чего требует закон, - публики придет мало. То есть главная задача, которая заключается, конечно, не в укреплении культуры, а в вербовке новых адептов, так и останется невыполненной.