С тех пор ни "Телец", ни "Русский ковчег" в Сочи не видели. И вот под занавес нынешнего "Кинотавра" в качестве специального события фестиваля был показан "Отец и сын" - последний по времени фильм режиссера, завоевавший недавно приз жюри ФИПРЕССИ в Канне, которое возглавлял наш соотечественник, известный кинокритик Андрей Плахов.
Народу в Зимний театр, ясное дело, набился полный зал. Многие, правда, начали уходить уже через 20 минут - изощренный, многозначный киноязык режиссера не всем оказался по нраву. А тут еще некоторые другие странные, будоражащие воображение особенности фильма. По идее, он посвящен теме отцовской и сыновней любви. Но любовь эта носит какой-то обостренно чувственный, экстатический характер. Молодой 40-летний отец и его вполне половозрелый сын почти все время ходят с прекрасными обнаженными торсами, они то и дело обнимаются, гладят друг друга по лицу и спине, часто повторяют "Я люблю тебя". При этом матери у сына и, соответственно, жены у отца по не объясненной в фильме причине нет, да и вообще с женщинами в картине не густо. Есть, правда, некая юная прелестная дева, бывшая возлюбленная сына, но она предпочла ему другого мужчину - похоже, более зрелого, состоявшегося. А юношу, даром что он учится на военного, она справедливо считает ребенком, который больше нуждается в отцовской, родительской ласке, чем женской. При желании эту коллизию, равно как и весь фильм, можно трактовать двояким образом: то ли как метафору скрытой, говоря научным языком, латентной гомосексуальности отца и сына, то ли как проявление высшей духовной, душевной гармонии между родными людьми, пусть их близость и носит такой непривычно интимный характер.
В Канне расхождений по этому поводу практически не было: западная пресса в большинстве своем прочитала фильм Сокурова как гомосексуальную притчу, отягощенную инцестуальным мотивом. Да и комментарии из Канна в нашей прессе были озаглавлены весьма двусмысленно, один из них звучал так: "Постель для сына и отца". В Сочи публика раскололась на два непримиримых лагеря: одни, отдавая должное визуальной, пластической культуре фильма, посчитали его мерзопакостным, греховным, плевались после сеанса в прямом смысле этого слова, другие увидели в нем некие высокие библейские смыслы, тем более что герои частенько говорят почти проповедническим слогом. В любом случае Сокуров добился главной цели: интерес самой широкой публики к его вполне элитарному фильму теперь обеспечен. А сам режиссер тем временем готовится к постановке заключительной части задуманной им "семейной" трилогии. Напомним, что несколько лет назад он выпустил на экран фильм "Мать и сын", теперь нас ждет еще картина "Два брата и сестра".