Корни этой истории уходят в начало 90-х годов минувшего уже столетия, когда Михаил Живило и его брат Юрий создали Металлургическую инвестиционную компанию - МИКОМ. В короткое время, завладев основными угольными и металлургическими предприятиями Кузбасса, компания становится его фактическим хозяином. Братья действовали по стандартной для того времени схеме: сырье для предприятий, среди которых были такие гиганты, как Новокузнецкий алюминиевый завод (НКАЗ) и Кузнецкий металлургический комбинат (КМК), приобреталось у подконтрольных МИКОМУ посреднических фирм по завышенным ценам, а готовая продукция, напротив, сбывалась по заниженным. На нужды самих предприятий оставался мизер, а областной бюджет, в результате доказанной впоследствии преступной схемы ухода от налогов, получал дыры в миллиарды рублей. Подобные действия во многом спровоцировали знаменитую рельсовую войну в Кузбассе. И когда МИКОМ на губернаторских выборах 1998 года предложил кандидату Аману Тулееву финансовую поддержку, тот ее отверг, а став губернатором, вообще объявил варягам войну, заявив, что деятельность компании противоречит интересам области. Тулеев повел линию на вытеснение МИКОМа, используя административные и правовые рычаги. В итоге судебным путем эта компания была отстранена от управления крупнейшими предприятиями Кузбасса.
Все инициированные Живило арбитражные процессы были проиграны, а в 2000 году Кемеровская областная прокуратура возбудила уголовное дело в отношении владельцев МИКОМа. Им инкриминировалось незаконное предпринимательство, легализация нажитых преступным путем доходов, уклонение от уплаты налогов и от таможенных платежей, а также злоупотребление служебным положением.
Весной 2002 года ФСБ официально заявляет о предотвращении заговора по физическому устранению кемеровского губернатора. В числе фигурантов заведенного уголовного дела проходит и наш прославленный спортсмен Александр Тихонов, а заказчиком и организатором преступления следователи называют Михаила Живило.
Сегодня Михаил Живило отсиживается в Париже под покровительством французских спецслужб, которое ему гарантировали в обмен на сотрудничество. Получив столь мощное прикрытие, Михаил Живило развернул масштабную кампанию в прессе, обвиняя губернатора в коррупции и якобы незаконном вытеснении МИКОМа из Кузбасса. Все эти обвинения сегодня признаны Кемеровским судом клеветой. Но интересно при этом высказывание в кулуарах процесса представителя беглого магната о том, что "этот иск - туфта" и нужен лишь затем, чтобы поддержать значимость дела о покушении. Он выразил уверенность, что дело Тихонова будет переквалифицировано судом на 105-ю статью, означающую покушение гражданином Тихоновым на убийство гражданина Тулеева. Таким образом, Живило как заказчик, политическая и экономическая подоплека дела вместе с мотивом преступления были бы выведены за рамки процесса. Такое заявление, пусть и от доверенного лица Михаила Живило, но все же формально не имеющего никакого отношения к делу Тихонова, говорит о многом. Несомненно одно - беглец не жалеет ни сил, ни финансовых средств для затягивания и прекращения дела. Откровенный и уверенный тон заявлений его представителей говорит о том, что команда Живило, по сути, не скрывает своего намерения вернуться в Россию, в Кузбасс и начать все сначала.