300-КИЛОМЕТРОВАЯ СТЕНА

Ближневосточный конфликт, похоже, плотно завяз в вязком, как болото, состоянии "ни мира, ни войны". Массированная израильская операция "Защитная стена", призванная покончить с инфраструктурой палестинского террора против гражданского населения, как видится, достигла лишь частичных результатов.

А именно: арестовано и убито несколько десятков боевиков, задержано несколько тысяч, подозреваемых в пособничестве им, израильские войска оккупировали большую часть палестинской автономии и периодически проводят зачистки в ее городах. Под давлением США палестинский лидер Ясир Арафат провел реорганизацию своего правительства и обещал через полгода провести выборы: и президентские, и парламентские, и муниципальные. Под контролем американцев перестраиваются палестинские службы безопасности, чтобы эффективнее бороться против экстремистов.
Однако теракты, хоть и реже, но сотрясают израильскую улицу. Складывается впечатление, что тактика премьер-министра Ариэля Шарона в большей степени сеет семена террора, чем выкорчевывает его корни. Сам он непреклонен: полное прекращение терактов, "нет" - возврату к границам 1967 года, "нет" - ликвидации незаконных поселений, "нет" - переговорам с Арафатом, который, по его словам, полностью потерял доверие. Пока же, как паллиатив, начато строительство чего-то среднего между "Берлинской стеной" и "линией Мажино" длиной 360 километров. Ее цель - обезопасить территорию Израиля и большинства поселений от палестинских террористов.
В этих условиях "большая миротворческая четверка" в лице спецпредставителей США, России, Евросоюза и ООН собралась в Вашингтоне, чтобы подготовить созыв новой конференции и вытянуть из болота телегу ближневосточного урегулирования. И дело тут отнюдь не в выдвижении каких-то новых предложений, а в разработке механизма претворения в жизнь уже давно принятых резолюций Совета Безопасности ООН и получивших ранее всеобщее одобрение мирных инициатив. Между тем по этому вопросу наблюдается разнобой как между США и европейскими союзниками, так и в самих американских коридорах власти - госдеп противоречит Белому дому, а с ними не соглашается министерство обороны. И это весьма существенное обстоятельство, ибо именно Вашингтон выступает решающей силой, способной довести до практического осуществления хоть какой-то более или менее приемлемый вариант урегулирования. Сейчас он постепенно вызревает в головах экспертов...
При всем при этом существует одно большое "но" в лице премьера Шарона. Его "нет" почти автоматически будет означать провал американского плана, если нынешняя администрация в Белом доме не склонится, похоже, к единственной реальной альтернативе - навязыванию региону решения извне. Ведь уповать на то, что непосредственные участники конфликта придут к соглашению, - бесперспективно.
План этот, по-видимому, будет предусматривать полное прекращение терактов, образование Палестинского государства во временных границах с временным статусом, вывод израильских войск с его территории, размещение в буферной зоне международных миротворческих сил, проведение в новообразованном государстве (возможно, одновременно и в Израиле) всеобщих выборов. И все это - в четких рамках временного графика. После этого полномочное руководство, получившее мандат доверия от своих народов, все-таки сядет за стол переговоров и займется реальным процессом урегулирования. Естественно, под международным контролем - во избежание трагических рецидивов. Правда, особого оптимизма никто не питает: Шарон заявил, что палестинцы "не готовы к государственности", а палестинцы отклонили идею своего государства без четких границ.