ВАШ ДРУГ - ЖЕЛЕЗНАЯ ЩЕТКА
Если у вас нет "лишних" 100-200 долларов, чтобы избавиться от ржавчины, выступившей на дверцах, капоте, крыльях, днище, где угодно, то купите для начала железную щетку, наждачную шкурку. Они вам пригодятся перед любым видом работ - грунтовкой, покраской, нанесением антикоррозийного материала или мастики. Смотрите, чтобы вам не подсунули щетку, из которой выпадает щетина. Лучше сразу обнаружить все точки и пятна, которые вызывают подозрение. А дальше, как говорится, вперед и с песней! Площадь пятна и 3-5 сантиметров вокруг него следует драить щеткой и потом шкуркой круговыми движениями до тех пор, пока это место не захочется поласкать ладошкой. Ну и погладьте, поскольку потом этого делать уже не следует - на руках жир.
Второй этап ответственнее: тщательно зачищенное место надо хорошенько обработать так называемым преобразователем ржавчины. Они бывают разные, но требование ко всем одно: чтобы товар не был подделкой. Осторожность и еще раз осторожность. Все преобразователи ржавчины имеют в своем составе кислоты. А это значит, что в препарате должно быть все сделано, как будто он - из аптеки. Иначе кузов к утру можно не узнать. Поэтому есть смысл проверить купленный преобразователь на куске железа, а потом использовать его для автомашины.
Вот этот препарат для удаления ржавчины обычно продается в полиэтиленовых бутылках. Стоит около сотни рублей за полтора литра. Первый признак того, что преобразователь настоящий, определит ваш нос - раствор имеет ярко выраженный кислотный запах. Он черного оттенка и не густой. На всякий случай прочтите этикетку. Если там сказано, что препарат сделан на основе ортофосфорной кислоты, берите смело. Кислота превратит ржавчину в соли, которые сразу же надо старательно смыть водой и хорошо просушить. В таком виде оставьте машину на сутки. После этого желательно обезжирить и загрунтовать.
Раствор преобразователя ржавчины можно сварганить и самому. "Народные умельцы" используют для этого слабые кислоты, которые "съедают" ржавчину, но не трогают металла. Вот один из рецептов. Надо взять литра полтора-два воды обычной и добавить туда побольше щавелевой или лимонной кислоты, чтобы получился сильно насыщенный раствор. Затем сыпануть туда граммов десять питьевой соды. В "самопальном" препарате смочить тряпку х/б и держать на каждом зачищенном пятне по 10-12 минут.
ПРОФИЛАКТИКА
Этот препарат из щавелевой или лимонной кислоты и соды, как утверждают те же "народные умельцы", хорош не только для обработки уже заметных ржавых пятен, но и для профилактики. Конечно, профилактику лучше проводить специальными средствами. Они продаются в магазинах, но стоят почти все весьма недешево. (Не называю фирменные препараты, поскольку реклама у нас, простите, платная.) Однако фирма фирмой, а ржавчина - ржавчиной. Я знаю автовладельцев, которые обрабатывают упомянутым раствором кузова своих "железных коней" раз в год. И не жалуются. Их машины стоят на улице, но выглядят прилично. Единственное неудобство - надо постоянно и дотошно оглядывать машину, чтобы ржа не подобралась где-нибудь снизу, изнутри. Поэтому применять раствор надо уже после первого года использования нового автомобиля, чтобы он "съедал" даже намеки на ржавчину, но не трогал металл и краску. Технология проста. Тряпки, смоченные в препарате, накладывают поочередно на площадь всего кузова. Оставляют на 10-12 минут на каждом месте. Обрабатывают им таким же образом бамперы, колесные диски. По окончании процедуры остатки раствора нужно обязательно смыть водой, а в идеале - раствором для мытья раковин. Лучше всего, как показывает практика, для этой цели подходит "фэрри".
Есть преобразователи ржавчины, составленные на основе электролитического раствора солей цинка. Работать с ними сложно, но зато эффект, пожалуй, самый большой. Тщательно зачищенную железной щеткой и шкуркой поверхность пятна ржавчины надо обработать ватой, намотанной на электрод, который подсоединен к аккумулятору автомобиля. Можно, конечно, и не зачищать пораженное место, а сделать это потом, но все равно процедура одна. Макаешь электрод с ваткой в раствор преобразователя и трешь круговыми движениями место, которое портит внешний вид авто, до "посерения". Именно такой цвет имеет слой цинка, осевшего из раствора. Этот осевший цинк и спасает металл от ржавчины. Грубо говоря, это - оцинковка отдельно взятых частей кузова в домашних условиях. Если у вас есть время, пробуйте, не пожалеете. Только после обработки зачищать пятна обязательно.
А дальше - грунтовка. Без нее ни краска, ни антикоррозийная мастика не дадут эффекта - отлетят, и очень скоро. Поэтому перед покраской или нанесением мастики хорошенько загрунтуйте поверхность и дайте массе высохнуть.
УЯЗВИМЫЕ МЕСТА
Как отыскать и подготовить к покраске или грунтовке места автомашины, которые не видны невооруженным глазом, но гниют, ржавеют безбожно? Где может появиться ржавчина, даже если вы и не очень "хотите" этого? Начнем с кузова.
Во-первых, после любого, даже самого легкого "поцелуя" с твердым препятствием, надо изучить повреждение и обработать его, если требуется. Въезжали в ракушку, цепанули крылом. Сдавали назад, коснулись мусорного контейнера. Вроде ничего не видно на кузове или крыле, но через микротрещины вода непременно доберется до металла и сделает свое грязное, то бишь ржавое дело. Обработайте специальной антикоррозийной жидкостью - их тьма тьмущая. Есть и бесцветные - заметно не будет. Лучше всего брать аэрозольные упаковки. На бедность, просто смажьте побитое место моторным маслом. Но потом все-таки обработайте по-настоящему. Мелкие царапины промажьте ватой, намотанной на спичку.
Дальше поехали. Зацепили молдингом за ограду, за ту же ракушку, и тот отлетел. Подумаешь, взял да прицепил его заново. Не спешите! Коварство заключается в том, что под молдингом могут появиться потертости или царапины. Смажьте их хотя бы мовилем.
Во-вторых, кузов имеет не только красивую внешнюю часть, но и - внутреннюю. Особенно страдает нижняя часть, что находится под ногами водителя и пассажиров. Хоть иногда заглядывайте туда. Да, да, сдирайте обшивку и обрабатывайте. Резиновые коврики, конечно, спасают в зимнюю пору, но не совсем. Если проводите капитальную антикоррозийную защиту, не поленитесь разобрать сиденья. Там могут быть целые гнезда ржавчины. Крыша кузова изнутри, к счастью, не ржавеет. Про пороги молчу - каждый знает, что это самое слабое место почти у всех отечественных автомобилей. Их надо постоянно продувать и закачивать туда антикоррозийку.
В-третьих, если машина стара, то также загляните и в дверцы с внутренней стороны, под обшивку. Это же надо проделать и с внутренней поверхностью багажника, капота. У капота и багажника чаще всего страдают места, где они соединяются с кузовом при закрывании и открывании. Трущиеся поверхности работают на износ, а потому требуют пристального внимания. А для того, чтобы металл не ржавел под ручками, снимите их и обработайте или заклейте специальной германской самоклеющейся антикоррозийной пленкой. Есть ярые ненавистники ржавчины, которые оклеивают такой пленкой и края капота, крышки багажника. Ее ведь не очень заметно, если не приглядываться. Но тут - дело вкуса.
В-четвертых, места соединения обводов фар, сигнальных огней имеют обыкновение очень скоро покрываться ржавчиной. Средство одно - регулярно смазывать их, а если металл все-таки "поплыл", поддался коррозии, то снимите фару, фонарь и обработайте.
В-пятых, следите за крыльями с внутренней стороны. Они, бедные, подвергаются всем серьезным испытаниям водой, грязью, песком и даже булыжниками. Есть смысл на наших машинах ставить подкрылки. Но и они до конца не спасают. Следить за крыльями все равно надо.
В-шестых, надо помнить, что хромированные детали гниют чаще всего не снаружи, а изнутри. Их лучше всего один раз снять и так обработать, чтобы уж больше не заглядывать и не беспокоиться.
В-седьмых. Днище кузова можно посмотреть и во дворе. Семь мужиков спокойно могут поднять за арки передок, а вы подложите под среднюю стойку запасное колесо. Естественно, что автомобиль должен стоять на тормозах, а под колеса надо забить упоры. Перед операцией не забудьте слить бензин и снять аккумулятор. Не дай Бог, жидкости выльются. Осмотр днища долго времени не займет, но все-таки лучше делать его в мастерской. Чистить, грунтовать, покрывать мастикой удобнее. Тут обратите внимание на вентиляционные проходы. Их надо чистить и смазывать, чтобы не сгнили.
В-восьмых. Самое простое - колеса. Диск можно даже затащить домой, очистить, покрасить алюминиевой пудрой или выкрасить в малиновый цвет. Но это - для автомобильных эстетов. Главное, что ухоженные диски не сгниют.
АНЕКДОТ НА ТЕМУ
В автомастерской:
- Скажите, можно что-нибудь сделать с моей старой машиной? - спрашивает автовладелец.
- Разумеется! - отвечает мастер. - Нужно снять с нее передний и задний бамперы и вложить между ними новый автомобиль.