Открытие главной транспортной артерии на полуостров - символ. Но лучше бы он стал обыденностью
На этой неделе в нашей истории случилось событие, достойное красного листка в календаре: открылось движение по новому мосту, соединившему берега Тамани и Крымского полуострова. По сути, только теперь Крым становится в полном смысле полуостровом. Его жителям почти четыре года пришлось жить в условиях отрыва от Большой земли и блокады со стороны «добрососедей», перекрывавших все виды коммуникаций — воду, электричество, транспортные потоки.
В такой день не надо бояться пафоса — Путин за рулем «КамАЗа» во главе колонны из самосвалов, автокранов, цементовозов, цистерн с гагаринским «Поехали!» выглядел вполне уместно. Посмотришь — и захочется верить, что Россия всегда добивается побед, если по-настоящему проявляет желание и волю. А может, так оно и есть?
Полуостров получил важнейшую транспортную артерию с опережением графика почти на полгода. По плану автомобильное движение должно было стартовать в декабре 2018-го, но строители и конструкторы совершили технологический прорыв, от которых мы, признаться, уже отвыкли — за 27 месяцев, или 816 суток (работа шла круглосуточно), им удалось запустить движение по мосту. Пока для легковушек и автобусов, что очень важно накануне курортного сезона. А в декабре по новому мосту пойдут грузовики — и это будет второй импульс для полуострова, который поможет сдерживать цены на все и вся, ведь пока все товары и грузы приходят сюда паромом, что значительно дороже.
Впрочем, уже сегодня в Крыму и в соседнем Краснодарском крае царит радостное настроение: можно ездить с берега на берег хоть по нескольку раз в день, посещать родственников, делать покупки. А представители туристического бизнеса полны оптимизма. В Ассоциации туроператоров России считают, что количество автотуристов вырастет минимум на 10%, да и организованных отдыхающих станет больше, поскольку многих от отдыха в Крыму отпугивала тяжелая дорога с паромом и пересадками.
Запуск моста — это еще и очень важное идеологическое достижение. Свыше двух десятилетий новую Россию попрекают (и небезосновательно!) тем, что она паразитирует на советском наследии, не создавая ничего нового. На самом деле это не так: в стране появляются новые заводы, дороги, возник агропромышленный комплекс. А еще такие масштабные проекты, как полностью обновленный Сочи, современный космодром Восточный, мост на остров Русский во Владивостоке...
Но Крымский мост стоит особняком. О нем в России мечтали еще в ХIХ веке. Даже могучий СССР не позволил себе стройки такого уровня, а нынешняя Россия смогла. И это хороший знак. Но за ним должны последовать другие шаги, чудеса должны стать обыденностью — и это вопрос принципиальный. И не только для нас, россиян. Вспомним, как еще пару лет назад, когда только начались работы в Керченском проливе, украинские официальные лица и сочувствующие им наши отечественные либералы буквально выходили из себя, извергая слухи, страшилки и насмешки: ничего не получится, дно илистое, денег нет, технологий и подавно, сваи уже трескаются...
Собаки лаяли, а караван шел. По мере того как все явственнее проступали очертания моста, насмешки недоброжелателей переходили в истерику и угрозы забрать мост, снести его к чертовой бабушке. А теперь вот с подачи американских СМИ витает идея разбомбить мост с воздуха — силами могучих украинских ВВС. Что ж, пусть попробуют.
Более вменяемые критики затянули песню о том, как такие проекты подрывают благосостояние самих россиян. Дескать, денег потратили немерено, а их не хватает для пенсионеров и бюджетников. Появились подсчеты, во сколько обошлась стройка века для гражданина РФ. Это подсчитать несложно: сумму контракта в 227,9 млрд рублей делим на 146 млн человек и получаем примерно 1,5 тысячи рублей. Для многих тоже деньги, так ведь и жители Крыма теперь тоже россияне, что же, на своих экономить? Тем более каждая поездка на легковушке с двумя пассажирами в Крым вынимала из бюджета 4 тысячи рублей на паромный билет в обе стороны. Не забудем и это обстоятельство при подсчетах на кухне.
И еще одно. Строительство моста — это и признак технологической зрелости, и знак противоборства международным санкциям, которыми нас пытаются удушить уже не первый год.
Такие формы сопротивления куда эффектнее, чем дурацкие законы об антисанкциях, которые пытаются продавить неугомонные депутаты Госдумы. Не законы надо сочинять по борьбе с кока-колой и чужеземными лекарствами, а строить города, тоннели, мосты, растить молодые кадры. Брать пример с тех же китайцев.
Впрочем, во многом это пока общие пожелания. Но без их воплощения в жизнь никак нельзя. Только так можно оставить всех врагов и завистников на своем берегу, а самим плыть в будущее.