Последний аншлаг Марии

Прийти проститься с великой певицей Марией Биешу, скончавшейся в Кишиневе в среду, завтра наверняка захотят десятки тысяч людей

Молдаван, русских, украинцев… Уходят последние из могикан, объединявших народы постсоветского пространства, даже когда страны под названием Советский Союз уже не было на картах мира.

Сердце Марии Биешу остановилось на 77-м году жизни в одной из больниц молдавской столицы.

...Три часа автобусом до исполнения заветной мечты. Ровно столько времени занимала дорога из родного поселка Волонтирь до Кишинева, где юную выпускницу агротехникума ждала учеба в консерватории и последующее мировое признание. Дочь колхозника, Мария Биешу признавалась, что с детства знала: станет певицей. Потом часто рассказ о своей биографии начинала с шутки: первый в жизни спектакль сыграла на крыше курятника.

Настоящий первый успех к певице пришел после побед на III конкурсе имени Чайковского в Москве и I конкурсе памяти Миуры Тамаки в Токио, где советская певица-сопрано завоевала «Золотой кубок» и титул «Лучшая Чио-Чио-сан мира». Конечно, Мадам Баттерфляй из оперы Пуччини навсегда стала ее главной ролью. Впрочем, все партии, за которые бралась Мария Биешу, в ее исполнении оставляли неизгладимое впечатление. Это, в первую очередь, Лиза из «Пиковой дамы» и Иоланта Чайковского; Флория Тоска, Мими из «Богемы» и Турандот Пуччини; Абигайль из «Набукко», Аида и Дездемона Верди; «Норма» Беллини и Сантуцца из «Сельской чести» Масканьи — всего более двух десятков самых разных работ.

Редкий случай — при таком уникальном таланте Марии Биешу, казалось, с искренней легкостью давался и реальный образ советского гражданина. Она была не только народной артисткой СССР, Героем Соцтруда, лауреатом Ленинской и Государственной премий СССР, но и депутатом Верховного Совета СССР с 1966 по 1989 год. Хотя, надо думать, коммунистическая власть все же лишила выдающуюся певицу части вселенской славы. В конце 60-х годов в поисках замены великой, но уже сходившей со сцены итальянке Ренате Тебальди дирекция нью-йоркской «Метрополитен-оперы» пригласила именно Марию Биешу спеть Недду в «Паяцах» Леонкавалло. И уже после первого спектакля предложила ей многолетнее сотрудничество. Но министр культуры Екатерина Фурцева лично наложила вето на этот контракт. И Мария Биешу всю жизнь оставалась верна родному Кишиневскому театру, где дебютировала в 1962 году в партии Тоски. При этом она, конечно, много пела в главном театре страны — Большом, побывала с выступлениями в десятках странах мира от Японии до Кубы. Власть «выпускала», но не отпускала свое «национальное достояние». А Мария Лукьяновна очень радовалась тому, что благодаря ей мир узнает и о маленькой Молдавии.

Последние годы Биешу стала редко появляться на публике. Беспощадная лейкемия отбирала у нее последние силы. Но даже тогда, когда казалось, что все партии уже спеты и награды вручены, певица продолжала получать самые неожиданные, но такие ободряющие знаки людского внимания: например, известие что выведенный сорт пышных бело-розовых астр назван ее именем. Она отдала себя любимому делу — пению — без остатка: ни семьи, ни детей у нее не было.

Сегодня в Кишиневе национальный траур. Правительством республики принято решение: Национальный театр оперы и балета будет носить имя Марии Биешу. Грустная радость: в нынешней Молдавии мало что напоминает о десятилетиях нашего былого культурного единства. Биешу надо было умереть, чтобы сохранился хоть один такой след.