Концерн «Газпром» (1) и
С
Сопоставимое укрепление позиций характерно в апреле и для «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» (7–8). Не исключено, что согласие этой компании с недавним предложением депутатов Думы резко ограничить рекламу табака повлияло на оценку экспертов.
В первой десятке рейтинга
Еще один монополист — «Российские железные дороги» (10) — не смог удержаться в первой тройке компаний с сильной социальной ответственностью. Несмотря на масштабную социальную программу, приуроченную ко Дню Победы, в апреле РЖД лишь на
Из первой десятки рейтинга в апреле выбыли три игрока: пивоваренная компания «Балтика» (12), «Башнефть» (14–15) и «Сургутнефтегаз» (24). Для нефтяных компаний основной негативный фактор в оценке социальной ответственности — проблема экологической безопасности.
Позитивная динамика — рост более 20 позиций — характерна для двух автомобильных компаний: «Форд Мотор Компани» (14–15) и КамАЗа (18). У завода «Форд» в начале года отмечается весомый рост продаж автомобилей, очевидно, связанный с участием компании в государственной программе утилизации. В условиях кризиса сама возможность приобретения нового автомобиля важна для населения.
С
Стабилен рейтинг социальной ответственности у нефтяных компаний «Татнефть» (11) и
Открывает раздел «Средняя социальная ответственность»
Позитивная динамика характерна практически для всех предприятий металлургической отрасли. Это Трубная металлургическая компания (26–27), Магнитогорский металлургический комбинат (28–31), Объединенная металлургическая компания (28–31), «Северсталь» (32),
Из представителей телекоммуникационного сектора лишь на сороковых строках таблицы представлены АФК «Система» (38) и «
Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК), президент Российского антикризисного форума, кандидат исторических наук
Анна Маракушина, директор по исследованиям и медиапроектам АПЭК
Экспертный опрос, на результатах которого основан Рейтинг социальной ответственности российских компаний, проводится методом закрытого анкетирования. В мае 2010 года в нем приняли участие 30 экспертов: представители профсоюзов, объединений предпринимателей, экономисты, социологи, политологи, публицисты.
Экспертам задается следующий вопрос: «Как бы вы оценили по шкале от 1 до 10 социальную ответственность следующих российских компаний (под социальной ответственностью понимается создание и сохранение рабочих мест, налоговая дисциплина, выполнение обязательств перед работниками, активная роль в поддержании региональной социальной инфраструктуры)?»
Сначала каждый из экспертов оценивает социальную ответственность каждой из компаний, затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы). Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку социальной ответственности 75 крупнейших российских компаний. В список для экспертной оценки были включены компании, лидировавшие по объему реализации продукции в 2009 году. Поэтому в рейтинге могут быть не представлены компании с меньшим объемом реализации, но эффективно работающие в социальной сфере.
Исаев Андрей, председатель комитета Государственной думы РФ по труду и социальной политике; Починок Александр, заместитель председателя комиссии Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества; Катырин Сергей,