Рейтинг социальной ответственности российского бизнеса за апрель 2010

Апрельский выпуск ежемесячного Рейтинга социальной ответственности российских компаний

«Норникель» в первой десятке

Концерн «Газпром» (1) и нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» (2) вновь оценены экспертами как компании с наиболее высокой социальной ответственностью.

С 15-й позиции в прошлом месяце в апрельскую тройку лидеров переместилась группа компаний «Норильский никель» (3). Менеджмент «Норникеля» заявляет в качестве приоритетов выполнение норм экологической безопасности и снижение уровня выбросов загрязняющих атмосферу веществ. В 2009 году на охрану окружающей среды компания потратила более 11 млрд. рублей.

Сопоставимое укрепление позиций характерно в апреле и для «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» (7–8). Не исключено, что согласие этой компании с недавним предложением депутатов Думы резко ограничить рекламу табака повлияло на оценку экспертов.

В первой десятке рейтинга по-прежнему Новолипецкий металлургический комбинат (4), нефтепроводная монополия «Транснефть» (5) и государственная нефтяная компания «Роснефть» (6).

Еще один монополист — «Российские железные дороги» (10) — не смог удержаться в первой тройке компаний с сильной социальной ответственностью. Несмотря на масштабную социальную программу, приуроченную ко Дню Победы, в апреле РЖД лишь на 10-й позиции.

Автопром идет в рост

Из первой десятки рейтинга в апреле выбыли три игрока: пивоваренная компания «Балтика» (12), «Башнефть» (14–15) и «Сургутнефтегаз» (24). Для нефтяных компаний основной негативный фактор в оценке социальной ответственности — проблема экологической безопасности.

Позитивная динамика — рост более 20 позиций — характерна для двух автомобильных компаний: «Форд Мотор Компани» (14–15) и КамАЗа (18). У завода «Форд» в начале года отмечается весомый рост продаж автомобилей, очевидно, связанный с участием компании в государственной программе утилизации. В условиях кризиса сама возможность приобретения нового автомобиля важна для населения.

С 30-й строки таблицы на 17-ю переместился Газпромбанк. Примечательно, что в апреле банк снизил процентные ставки в рублях и долларах США по программам автокредитования.

Стабилен рейтинг социальной ответственности у нефтяных компаний «Татнефть» (11) и «ТНК-ВР Холдинг» (16), энергетиков «Башкирэнерго» (20) и ИНТЕР РАО ЕЭС (22), группы компаний «Алроса» (19), производителей товаров народного потребления «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» (13) и «Проктер энд Гэмбл» (23).

В середняках — банки и металлурги

Открывает раздел «Средняя социальная ответственность» Альфа-банк (26–27), а замыкает — Сбербанк России (50). Эти банки в прошлом месяце были признаны обладателями лучшей деловой репутации среди крупнейших российских банков.

Позитивная динамика характерна практически для всех предприятий металлургической отрасли. Это Трубная металлургическая компания (26–27), Магнитогорский металлургический комбинат (28–31), Объединенная металлургическая компания (28–31), «Северсталь» (32), Промышленно-металлургический холдинг (КОКС) (35) и объединенная компания «Русал» (39–40).

Из представителей телекоммуникационного сектора лишь на сороковых строках таблицы представлены АФК «Система» (38) и «Связь-инвест» (42–44). Остальные представители этого рынка традиционно в числе аутсайдеров: «ВымпелКом» (51–52), «Почта России» (51–52) и «МегаФон» (57). ?

Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК), президент Российского антикризисного форума, кандидат исторических наук

Анна Маракушина, директор по исследованиям и медиапроектам АПЭК

Наш способ

Методика исследования АПЭК

Экспертный опрос, на результатах которого основан Рейтинг социальной ответственности российских компаний, проводится методом закрытого анкетирования. В мае 2010 года в нем приняли участие 30 экспертов: представители профсоюзов, объединений предпринимателей, экономисты, социологи, политологи, публицисты.

Экспертам задается следующий вопрос: «Как бы вы оценили по шкале от 1 до 10 социальную ответственность следующих российских компаний (под социальной ответственностью понимается создание и сохранение рабочих мест, налоговая дисциплина, выполнение обязательств перед работниками, активная роль в поддержании региональной социальной инфраструктуры)?»

Сначала каждый из экспертов оценивает социальную ответственность каждой из компаний, затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы). Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку социальной ответственности 75 крупнейших российских компаний. В список для экспертной оценки были включены компании, лидировавшие по объему реализации продукции в 2009 году. Поэтому в рейтинге могут быть не представлены компании с меньшим объемом реализации, но эффективно работающие в социальной сфере.

Список экспертов

Исаев Андрей, председатель комитета Государственной думы РФ по труду и социальной политике; Починок Александр, заместитель председателя комиссии Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества; Катырин Сергей, вице-президентТоргово-промышленной палаты РФ; Кузьмина Нина, заместитель председателя ФНПР; Храмов Сергей, генеральный инспектор труда ФКC СОЦПРОФ; Ясин Евгений, научный руководитель Государственного университета — Высшей школы экономики, член Общественной палаты РФ; Приходько Сергей, исполнительный директор Института экономики переходного периода; Синельников-Мурылев Сергей, научный руководитель Института экономики переходного периода; Гонтмахер Евгений, член правления Института современного развития; Бадовский Дмитрий, заместитель директора НИИ социальных систем, член Общественной палаты РФ; Делягин Михаил, директор Института проблем глобализации; Зудин Алексей, заместитель директора Центра политической конъюнктуры России; Дианов Максим, директор Института региональных проблем; Германович Алексей, директор программ в государственной и социальной сферах Московской школы управления «Сколково»; Виноградов Михаил, президент фонда «Петербургская политика»; Столяров Булат, директор Института региональной политики; Прохорова Юлия, руководитель группы подбора персонала кадрового агентства «Юнити»; Голодец Ольга, председатель правления страховой компании «Согласие»; Орлов Дмитрий, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, президент Российского антикризисного форума; другие эксперты.