Что может быть интересно России на Украине

Сегодня завершается официальный визит Дмитрия Медведева на Украину

Сделка по слиянию «Нафтогаза» и «Газпрома» (о ней 30 апреля заявил Владимир Путин) оказалась в подвешенном состоянии после отказа Януковича. Накануне своего визита в Киев Дмитрий Медведев заявил украинским журналистам, что на президентском уровне этот вопрос не обсуждался. «Объединяться можно только исходя из сугубо прагматических соображений, это требует расчетов, — добавил он. — Переговоры на эту тему в полном смысле никогда не велись». Президент заметил, что возможно лишь объединение «отдельных звеньев».

«Получив „Нафтогаз“, Москва сможет влиять и на другие отрасли экономики Украины, 50% которой составляет газ», — считает глава Киевского международного энергетического клуба Александр Тодийчук.

Президент Института стратегических оценок и анализа Александр Коновалов уверен: Путин не пойдет против воли президента. «Предложение было сделано ради самого предложения», — добавляет гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. Впрочем, полагают эксперты, у соседей есть еще отрасли, которые интересны России.

Что с газом

«Кремль быстро не сдастся, — уверен Александр Тодийчук. — В обмен на „Нафтогаз“ Москва могла бы предложить Украине участие в добыче газа на территории России или других стран». Предложение Путина, уверен Мухин, должно было сгладить впечатление от договоренностей по флоту и газу, отвлечь от них. «Какие-то варианты сотрудничества двух компаний, в советское время бывших единым целым, возможны, — добавляет президент фонда „Политика“ Вячеслав Никонов. — Но говорить о том, что Россия добивается этой сделки, неправильно».

Чего мы не умеем

Эксперты, опрошенные «Трудом», уверены: России по-прежнему могут быть интересны украинские технологии и материалы в сфере строительст-ва атомных реакторов, а также наработки в области ракетостроения и авиапрома.

«Сотрудничество в авиапроме будет очень выгодно для воронежских авиастроителей, которые выпускают в том числе самолеты украинского КБ „Антонов“, — говорит Алексей Кузьмин из „Неокона“. — Но новейший украинский самолет Ан-148, на кооперацию производства которого мы можем пойти, — прямой конкурент самолета Sukhoi SuperJet 100». В таком случае, дает понять эксперт, мы втыкаем нож в спину собственной же промышленности.

По мнению замглавы Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, пригодится российскому авиапрому и опыт соседей. С их помощью, отмечает он, мы могли бы выращивать своих специалистов в этой отрасли. А недозагруженные украинские мощности по производству оборудования для атомного машиностроения, утверждает Кузьмин, помогут России реализовать контракты на постройку реакторов для АЭС в других странах.

Политэкономика

Директор Института стран СНГ Константин Затулин уверен: украинские технологии необходимы России для модернизации экономики. «Если мы хотим идти по инновационному пути, нам выгодно сотрудничество с Украиной в сфере машиностроения, ракетостроения и атомной отрасли», — сказал он «Труду». Говоря о соглашениях по Черноморскому флоту, Затулин подчеркнул, что не стоит считать их однозначно убыточными. «Зато есть 90-процентная гарантия, что Украина за время пребывания нашего флота в Крыму не вступит в НАТО», — добавил он.

На Украине свой взгляд на отношения Москвы и Киева. «В желании России сотрудничать с Украиной больше политической логики, чем экономической», — отметил глава энергетических программ центра «Номос» (Киев) Михаил Гончар.

В качестве примера он привел поставки газа. «Скидки, которые сделала Москва, ей невыгодны: российский бюджет теряет деньги, зато Россия спокойна по поводу своего флота, — считает он. — Что касается атомной энергетики, то совместные предприятия, о которых говорят в Кремле, не принесут Москве большой выгоды». Стремление России получить «Нафтогаз» — это здоровые экономические амбиции, сказал «Труду» экс-советник Ющенко по энергетике Богдан Соколовский. «Москва получит прямой выход к украинским потребителям, ничего не платя посредникам», — пояснил он.

От первого лица

«Речь не идет о том, чтобы взять и слить что-то воедино»

«Я не обижен отказом президента Януковича (объединить „Нафтогаз“ и „Газпром“. — „Труд“), потому что я этот вопрос с ним еще не обсуждал.

Какие-то разговоры на эту тему ведутся, на президентском уровне это не обсуждалось. С какой бы огромной симпатией мы ни относились друг к другу, как бы мы ни любили друг друга, объединяться можно только исходя из сугубо прагматических соображений. Напомню, что „Газпром“ стоит около 150 млрд. долларов. „Нафтогаз“ стоит поменьше.

Речь сейчас идет не о том, чтобы взять и слить что-то воедино. Но если говорить о создании совместных проектов, совместных предприятий, то, мне кажется, это вполне возможно, причем на взаимовыгодной основе. Такие проекты у нас есть с европейскими странами».

Из интервью украинским журналистам. 16.05.2010

Братья-славяне

У кого еще украинские корни

Среди российских политиков и бизнесменов немало тех, кто родился и долгое время жил на Украине. Так, министр транспорта Игорь Левитин родом из Одесской области. До своего переезда в Москву с 1973 по 1976 год Левитин служил в Одесском военном округе. Экс-лидер «Яблока» Григорий Явлинский родился во Львове и два раза становился чемпионом Украины по боксу среди юниоров.

Из депутатов Госдумы украинские корни у Иосифа Кобзона (родился в Донецкой области) и Владимира Мединского (родом из Черкасской области). Бывший премьер Евгений Примаков родился в Киеве, но вскоре с мамой переехал в Тбилиси. Бизнесмены Виктор Вексельберг (глава «Реновы») и Михаил Фридман (глава Альфа-банка) — тоже выходцы с Украины. Последний организовал во Львове ВИА, работал лаборантом в одном из институтов.