Клерки за учебу не платят

Почти все российские работники (95%) уверены, что через пять лет их навыки, необходимые в работе, устареют. Они говорят, что необходимо повышать квалификацию. Но платить за свое образование готовы только 8% работающих, остальные согласны учиться, только если заплатит компания. Таковы неожиданные результаты международного исследования, проведенного компанией Kelly Services в странах ЕС и России.

Кризис создал большую конкуренцию во всех сферах, но не подвиг наших людей вкладываться в собственные знания. У 4600 российских работников спросили: "Считаете ли вы, что в ближайшие пять лет вам нужно будет повышать квалификацию, чтобы идти в ногу с изменениями в своей профессиональной сфере?" "Да!" - ответили 95% респондентов. "Как вам кажется, кто ответственен за повышение навыков сотрудников?" - был задан следующий вопрос. Только 8% ответили, что за свое образование каждый отвечает сам. 85% сообщили, что повышение квалификации - совместная обязанность сотрудника и работодателя, еще 7% уверены, что за совершенствование навыков сотрудников в ответе исключительно компания.

Примечательно, что такие ответы давали и представители самой активной части населения - люди "поколения Y" (до 29 лет) и "поколения Х" (от 30 до 47). Да, среди них невелик процент тех, кто уже сегодня понимает, что карьера человека в его же руках. Однако в старших возрастных группах таких людей нет вообще. Это говорит в первую очередь о том, что активное, готовое к конкурентной борьбе молодое меньшинство легко обгонит аморфных "старичков", ждущих у моря погоды и оплаты обучения от работодателя.

95% желающих учиться за счет компании против 8% готовых инвестировать в обучение собственные средства. Такими цифрами может "похвастать" только Россия. В Бельгии готовы сами отвечать за повышение квалификации 17% респондентов, в Норвегии - 18%, в Италии - 22%! Опрошенные "Трудом" специалисты в области управления персоналом считают, что такая ситуация обусловлена целым комплексом причин. Это и советское воспитание, и система образования, и элементарное отсутствие средств.

Родом из СССР

"Это особенность российского менталитета: развиваться хочется, но лучше, если это образование принесут на блюдечке с голубой каемочкой", - комментирует результаты исследования менеджер по обучению компании Kelly Services Станислав Толстой. По его мнению, причина в том, что все те, кто работает сегодня, - родом из Советского Союза. "Все мы от Владивостока до Калининграда учились по одинаковым школьным программам, - говорит специалист. - Мы не привыкли, подобно американским и европейским школьникам, выбирать курсы, факультативы, которые будем посещать. Инициативность в школе не вырабатывалась. У нас привыкли, что образование спускают сверху, и ждут того же самого от работодателя".

Его выводы подтверждает директор центра "ПрофГид" Эльмира Давыдова. Проблема не только в образовании, но и в самом воспитании, идущем из СССР, говорит она. "Современные россияне в большинстве своем не приучены к полной самостоятельности. Наоборот, они привыкли рассчитывать не на себя, а на государство, которое о них позаботится" - таков неутешительный вывод Давыдовой.

Еще одна причина, по которой люди не готовы учиться за свой счет, - кризис. У большинства работников сейчас нет свободных денег, чтобы инвестировать их в образование. У компаний таких денег нет тем более.

Потерпите лет 20

Из исследования также становится ясно, что на Западе гораздо выше процент людей, довольных уровнем обучения, ведущегося в компании, и не опасающихся за актуальность своих знаний на ближайшие 5-10 лет. В большинстве стран более 40% работников удовлетворены тем, как проходит обучение внутри компании (у нас - только 25%), а повышение квалификации в течение ближайших пяти лет волнует 70-75% населения.

"На мой взгляд, в России профессиональные знания устаревают не за пять лет, а уже во время обучения в вузе", - жестко говорит независимый HR-консультант Вера Елисеева. Преподаватели в вузах, часто люди пожилые, не могут дать актуальных сейчас знаний. Тренинговые компании в большинстве своем тоже не дают высококачественного образования, продолжает она. "У нас не умеют преподавать маркетинг, HR, современные финансы, а то, что у нас называется MBA, зачастую кардинально отличается от того, чему учат на программах MBA за границей. Люди не стремятся учиться, потому что уровень образования очень снизился", - резюмирует эксперт.

Сытые 2000-е приучили полагаться на добрую волю работодателя, а кризис не оставил средств для оплаты курсов. "Я думаю, что дети нынешних 20-летних уже будут рассчитывать только на себя", - с оптимизмом прогнозирует Эльмира Давыдова. Осталось подождать каких-то лет 20.

Кадры

Какое обучение вы хотели бы пройти?

10% - высшее образование согласно квалификации

49% - профессиональные курсы по повышению квалификации

31% - тренинги на рабочем месте

10% - самостоятельное обучение

Довольны ли вы обучением, которое предоставляется вам на работе?

"Поколение Y" (до 29 лет)

Да - 24%

Нет - 69%

"Поколение Х" (30-47 лет)

Да - 26%

Нет - 70%

Поколение "бэби-бумеров" (48-65 лет)

Да - 22%

Нет - 70%

"Безмолвное поколение" (старше 65 лет)

Да - 0%

Нет - 100%

Источник: Kelly Services