Столь прочно встать на ноги предприятию, конечно, помогло то, что из года в год коммерческая составляющая стала играть в нем все большую роль, оттесняя на задний план собственно творческий поиск. Когда ходишь по залам Центрального дома художников, где развернулась экспозиция, не оставляет ощущение, будто ты попал в громадный "магазин удивительных вещей" - знаете, сейчас модны такие бутики, где можно купить бессмысленную, но зато забавную вещицу, которая украсит домашний музей какого-нибудь нувориша.
Например, мне трудно себе представить человека разумного, способного выложить 35 тысяч долларов за бронзовую скульптурную группу, изображающую... Микки-Маусов, занимающихся сексом. Тем не менее галерея Марата Гельмана на полном серьезе предлагает посетителям этот "шедевр" ваятеля Александра Косолапова.
Возможно, больше шансов на успех имели бы артефакты одесской художницы Оксаны Мась, уже не первый год специализирующейся на инсталляциях из реальных деталей от лимузинов. Поклонников дорогих автомобилей среди посетителей "Арт-Москвы", думаю, немало, но, согласитесь, платить за них по 60 тысяч зеленых - это чересчур. Уж лучше купить сам автомобиль.
Нынче модно заполнять дома китчевыми тряпичными зверями. Но Сергей Шеховцев, представленный галереей "Риджина", идет дальше: его свора собак сделана из самого, наверное, китчевого материала - поролона, более ассоциирующегося с изготовлением матрасов и подушек, чем с вечным искусством скульптуры. Но стоят собачки так, будто выточены из каррарского мрамора: по 10 - 15 тысяч.
Если отечественные галеристы в последнее время предпочитают аполитичные сюжеты, то, напротив, их западные коллеги любят бравировать своей левацкой ангажированностью - тоже, впрочем, не лишенной налета гламурности. Например, финская галерея "Forsblom" выставила... роскошное плюшевое красное знамя. Правда, расшито оно русским художником Сергеем Бугаевым, более известным под прозвищем Африка (тем самым, который сыграл главную роль в знаменитом фильме Сергея Соловьева "Асса").
Конечно, на ярмарке немало и вполне традиционных, добротных пейзажей, портретов, натюрмортов, ведь всегда есть спрос на полотна с аккуратно нарисованной сельской церковкой или вазой с цветами. Но боюсь, не только у меня, но и многих посетителей в памяти останутся не они, а доминирующая на выставке громадная композиция американца Тони Мателли из его серии "Затраханные": два изможденных человека, утыканных ножами, из последних сил тянут на себе гору хлама, в которой можно угадать остатки разбитого рояля.