И уже на будущий год в связи с этим, возможно, встанут проблемы: если, как ожидается, раздельные "команды" представят Сербия и Черногория, подтвердят свое намерение присоединиться к соревнованию Чехия и Словакия, а также Грузия (парадокс, но эта богатая певческими традициями страна никогда не участвовала в "Евровидении"), то придется либо отклонять чью-то заявку, либо менять регламент.
Кстати, подобное уже имело место в 1996 году. Тогда предельным считалось число 23, а заявок оказалось 30, из-за чего единственный раз в истории "Евровидения" ввели дополнительный отбор по записям, и нашего талантливого автора-исполнителя Андрея Косинского, работавшего в стиле "соул", европейское жюри заочно "завернуло". Потом сами же пожалели, что "прокатив" Россию и еще несколько стран, обеднили палитру состязания...
НАТИСК МОНСТРОВ
Но вернемся от прошлых и будущих проблем к дню сегодняшнему. Ведь фактически конкурсная жизнь в греческой столице уже в разгаре - большинство участников съехались сюда 11 мая. Вовсю идут репетиции, музыканты и журналисты бурно обсуждают увиденные номера. Например, финская группа "Лоуди", играющая глэм-рок, предстала в имидже этаких демонов из фильмов ужаса. А голландская команда "Требле" - видно, насмотревшись прошлогодних выступлений балканских артистов, где было много шумовых эффектов и ударных инструментов, - выбрала образ непритязательного уличного ансамблика, зато аж с 9 барабанами. Кстати, и промо-тур голландцев перед "Евровидением" проходил в основном не в концертных залах, а на улицах и площадях европейских городов. Музыканты из Cтраны тюльпанов объехали 30 государств - это рекорд. Немного отстал от них Фабрицио Фаньелло с Мальты - 20. А вот страны-тяжеловесы, некогда основавшие конкурс "Евровидение" и по регламенту освобожденные от необходимости проходить полуфинальный отбор, - Франция, Англия, Испания и ФРГ - вовсе отказались от промо-туров: зачем они им? Если честно, то не очень понятен смысл привилегии, которой эти страны на соревновании пользуются. Наверное, по инерции...
Определяли участников "Евровидения" во всех странах по-своему. Где-то это был открытый конкурс с широким зрительским голосованием, где-то - закрытое прослушивание, как, например, в России. Кстати, вопреки распространенному мнению, второй вариант вовсе не обязательно хуже первого. Помните, в прошлом году наш Первый канал устроил народное голосование, которое, при всех недостатках, большинством экспертов было признано достаточно честным, - но выбранная в его результате Наталья Подольская с наскоро слепленной песней Виктора Дробыша Nobody Hurt No One, увы, совсем не попала в формат нынешних европейских веяний, где модны лирика, танец и фольк. То же самое - на Украине: два года назад Руслану выбирал не народ, а эксперты, и она покорила Европу, зато выплывшие в 2005-м на гребне популистской оранжевой волны "Гринджолы" конкурс своей ура-революционной речевкой завалили - сегодняшним европейцам чрезмерная политизированность эстрадной песни не по нраву.
Кстати, взгляд на наших ближайших же соседей показывает, что конкуренция в Афинах будет острой. Так, отличный, по-моему, номер приготовила команда из Белоруссии. Здесь учли прошлогодний провал безликой, хотя и накачанной деньгами жены колбасного магната Анжелики Агурбаш. В результате смешанной схемы отбора (телевизионное шоу с голосованием, после которого жюри во главе со знаменитым дирижером Михаилом Финбергом из трех лидеров определило сильнейшего) победила блестящая рок-фольк-исполнительница Полина Смолова - обладательница "Гран-при" прошлогоднего "Славянского базара". Ну а песня украинской претендентки Тины Кароль - победительницы юрмальского конкурса "Новая волна-2005" и фаворитки Аллы Пугачевой - просто, что называется, "сама застревает в ушах": лиричная, моторная, с изящным использованием народного элемента...
В АФИНАХ НЕ ПАХНЕТ ЖАСМИН
В общем, нашему Диме Билану придется нелегко. Насколько удачен выбор исполнителя российскими экспертами? Вокруг этого идут споры уже два месяца. Кто-то из скептиков уверяет, что все решили деньги - якобы путевка на европейское соревнование, выдаваемая нашими отборщиками, прежде всего Первым каналом, негласно "стоит" 500 тысяч долларов. Что ж, у Билана не бедный продюсер - Яна Рудковская, она успешный предприниматель в области модной одежды, к тому же, говорят, состоит в свойстве-родстве с миллиардершей Еленой Батуриной. Но лично я, как говорится, свечку не держал. Да и если посмотреть, с кем соперничал Дима в глазах российских арбитров, - это Ариана, Полина Гриффитс, Жасмин и Варвара, - то принятое решение мне кажется близким к оптимальному. Ну в самом деле, представьте, что если бы в Афины поехала, скажем, приторноголосая и аляповато одевающаяся Жасмин, чья раскрутка в основном строится на деньгах супруга, владельца сети супермаркетов Вячеслава Семендуева?..
Билан в свои 23 года имеет за плечами неплохую певческую карьеру. У него три диска - "Я - ночной хулиган", "На берегу неба" и только что записанный англоязычный альбом. Прошел школу Гнесинского училища, продолжает образование в ГИТИСе. Был любимым воспитанником продюсера Юрия Айзеншписа, умершего прошлой осенью за день до того, как Билана провозгласили "артистом года" по версии российского MTV... Дима умеет держать публику - я убедился в этом на его концерте в Москве месяц назад, где он показал двухчасовую, насыщенную контрастами программу. Говорят, что и во время нынешнего предконкурсного промо-тура ни Дворец спорта в Минске, ни 4000-ный зал "Украина" в Киеве, ни площадки в Израиле (где состоялось целых четыре концерта), на Кипре, Мальте, в Болгарии, Греции не зияли пустыми зрительскими местами.
"ЖИЗЕЛЬ" НАМ ПОМОЖЕТ
Другое дело - насколько конкурентоспособной окажется песня Александра Лунева и Карена Кавалеряна Never Let You Go. Ее выбрали впопыхах, как и вообще впопыхах провели в марте отбор российского конкурсанта. Просто у Димы как раз поспевал новый альбом - ну и решили взять с него одну из песен, которая более всего приближалась бы к формату "Евровидения". А, выбрав, тут же усомнились - правильно ли поступили. Помните, один из экспертов, вице-президент MTV Илья Бачурин, сказал, что вещь слабая, недостаточно темповая и плохо аранжированная. Но смешно рассчитывать, что за два месяца до соревнования можно сочинить, аранжировать, записать и раскрутить новую песню, которая гарантированно станет шлягером. Что мешало тем же телепродюсерам, если они всерьез озабочены качеством песни, заблаговременно объявить на ее создание специальный конкурс? Прошлепали, а потом сделали хорошую мину при плохой игре, фактически взяв чуть ли не первую попавшуюся мелодию, притом неуклюже пытаясь переложить на ее авторов ответственность за возможную неудачу...
Между тем песня Билана совсем не так беззуба, как это показалось сгоряча г-ну Бачурину. В российских чартах за полтора месяца она поднялась с 80-го до примерно 30-го места. Ей бы еще пару месяцев на раскрутку - так, чтобы и у нас, и в других странах успели по-настоящему распробовать... Ну и, конечно, не надо забывать, что выступление на "Евровидении" - это не академическое пение в бабочке, а обязательно яркий сценический номер. В прошлом году гречанка Елена Папаризу (довольно средняя, между нами говоря, певица) взяла прежде всего именно этим. Димин номер в общем повторяет его одноименный клип в постановке режиссера Георгия Тоидзе - это фантазия на тему "Жизели" с ее лейтмотивом трагической любви: на сцене - живой балет (два танцовщика и три танцовщицы). Посмотрим, может быть, классические балетные образы помогут нам на сей раз если и не стать "впереди планеты всей", то хотя бы занять достойное место в европейской эстрадной иерархии.
Кстати, букмекеры (они на "Евровидении" традиционно активны), несмотря на 13-й порядковый номер, доставшийся Билану по жеребьевке, оценивают шансы России как достаточно высокие: от третьего до десятого места. С одной стороны, Дима немного шокирован, что на него и других конкурсантов ставят, будто на лошадей. С другой стороны, радует, что нас видят, как говорится, в первой дюжине. Ведь скатываясь ниже(как было в прошлом году с Подольской), страна теряет право попадать непосредственно в финал конкурса следующего года - ей нужно пройти дополнительно горнило полуфинала. Эту непростую задачу и предстоит сегодня вечером выполнить Диме Билану с его командой.
В крупнейших странах Запада давно утеряли интерес к "Евровидению" и не представляют на него интересных музыкальных проектов. Зато все сильнее выступают певцы с Балкан, из Северной Европы и республик бывшего Советского Союза - именно там сейчас средоточие песенной жизни континента.
В полуфинале Диме Билану надо занять место не ниже десятого - только в этом случае он проходит в финал, который состоится послезавтра. По оценкам экспертов, российский певец вполне может справиться с этой задачей.