ПРАВЫЙ РУЛЬ ОПЯТЬ НЕПРАВ?

Завтра правительство РФ рассмотрит инициативу Минпромнауки о запрете эксплуатации автомобилей с правым рулем. Владельцы таких машин намерены устроить в этот день всероссийскую акцию протеста: они выедут на улицы своих городов с включенной аварийной сигнализацией и оранжевыми ленточками.

В планах чиновников - несколько вариантов решения "проблемы праворульности". Первый - это не выдавать талон техосмотра в ГАИ, а владельцам "неправильных коней" предложить переставить руль на левую сторону. Более суровый вариант обещает вообще запретить постановку таких машин на учет. В обоих случаях пострадают прежде всего жители Дальнего Востока, для части которых "праворукие" машины - доходный бизнес, а для остальных - очень недорогой способ комфортного передвижения. По оценкам экспертов, на этот регион приходится 95 процентов праворульных машин, а общее их число в России составляет 1,2 млн. штук. Только в прошлом году их было ввезено 160 тысяч. При этом специалисты утверждают, что по своему качеству недорогие иномарки с клеймом "Сделано в Японии" значительно превосходят не только лучшие зарубежные аналоги, но и те "тойоты", "хонды" и "мицубиси", которые собираются в странах Азии и Европы.
История борьбы с импортом машин с правым рулем насчитывает более десятка лет. Еще в 1993 году правительство решило сначала прекратить их регистрацию в ГАИ, а с 1 января 1995 года - запретить движение по дорогам страны. В ответ на Дальнем Востоке автолюбители начали массовые акции протеста. Во избежание лишних волнений постановление правительства положили под сукно. В августе 2002 года Минпромнауки предприняло еще одну попытку отобрать начиная с 2005 года российское гражданство у "японцев" с правым рулем. Но план наступления на иномарки снова был отложен до насыщения рынка Приморья недорогими легковушками "нормального" исполнения. В этом году чиновники продолжили разговоры о высокой аварийности праворульных машин, не называя конкретных сроков запрета на их эксплуатацию. Похоже, "час" пробил.
Если правительство даст "добро" на санкции в отношении "неправильных" машин, российский автопром должен будет поставить власти свечку. Ведь отечественные автозаводы второй год испытывают серьезные трудности с продажей своих легковушек. Волжский АВТОВАЗ, например, с понедельника вынужден был перейти с шестидневной на пятидневную рабочую неделю, выпустив с начала года на 4,2 процента машин меньше, чем за тот же период 2004 года.