Изменивший ход истории и потрясший основы мира, мучительно и жалко умирает вождь в чужом, случайном доме, окруженный навязанными ему посторонними людьми (из близких - только жена и сестра). Вокруг возня, суета, хлопоты, которые уже ничего не могут изменить - он это знает. И только какие-то дьявольские всполохи терзают его затухающее сознание: "Источник насилия не может быть бессильным. Тот, кто не может убить человека, должен убить себя... ". Потрясающе непривычный для многих образ Владимира Ленина...
Александр Сокуров выставил свой новый фильм на конкурс IX Всероссийского фестиваля "Виват, кино России!", который прошел в Санкт-Петербурге, и получил приз "За лучшую режиссерскую работу" и Приз прессы. Перед церемонией награждения нам представилась возможность пообщаться с режиссером.
- Александр Николаевич, вы вскрыли довольно деликатную и болезненную, особенно для старшего поколения, тему. Ожидали ли вы успеха, тем более на фестивале, где оценку картинам дают именно зрители?
- Я делал фильм в первую очередь для них. Могу только поблагодарить всех, кто потрудился меня понять.
- Что вы хотели объяснить, высказать, показывая Ленина в таком жалком и вместе с тем страшном обличии?
- Мы делали картину о том, что нас волнует. Никакой задачи кого-то поучать своим фильмом - не было. Это история, и ее надо знать. Кроме того, я хочу обратить особое внимание: "Телец" - только часть большого произведения, вторая из четырех глав (первой был "Молох"). Сегодня я даже сам себе не на все вопросы готов ответить. Надо снять все до конца, написать, продумать. Для меня было бы точнее и для зрителя интереснее, если бы картина вышла на экраны уже полностью готовой, в четырех частях. Но это зависит не от меня. Теперь продюсер вынужден, сделав фильм, сразу предлагать его прокату.
- Это связано с экономическими проблемами?
- Да, это вопрос только экономики. Мы же находимся в некоторой взаимосвязи с реалиями нашего времени. Что касается творческой, политической воли и профессионализма на "Ленфильме", то сегодня их, на мой взгляд, более чем достаточно, чтобы взять на себя ответственность за самые невероятные по сложности проекты. Второй такой студии я, во всяком случае, ни в Голливуде, нигде в мире не вижу, а я знаком с очень многими продюсерами.
- Ваша приверженность "Ленфильму", а он все же переживает сегодня далеко не лучшие времена, вызывает уважение.
- Никогда не изменял и, думаю, не изменю ему. И студия также относится ко мне с огромной степенью доверия. Уже одно то, что продюсер Виктор Сергеев (он же директор "Ленфильма". - В.К.) предложил быть оператором картины...
- "Молох" и "Телец", как вы сказали, лишь две главы большого произведения. Могли бы вы приоткрыть тайну содержания будущих двух частей?
- В третьей части мы перенесем действие на Восток, в Японию. Она будет касаться событий 45-го года. Четвертая глава будет представлять собой сложное повествование по мотивам произведений Гете и Джеймса Томсона.