Почти 70% россиян выступили за распределение после вуза
Респондентов привлекают гарантии занятости и равномерное распределение трудовых ресурсов по стране
Около 69% граждан России предпочли бы вернуть систему распределения на работу выпускников высших учебных заведений, сообщается в исследовании SuperJob. Работу проводили 27—29 марта при помощи опроса 2,5 тысячи респондентов от 18 лет во всех федеральных округах.
Большинство участников исследования отмечает, что распределение компенсирует расходы государства на образование и «покрывает потребность в специалистах». Кроме того, равномерно распределяются кадры по регионам страны, а молодёжь получает некие гарантии зарплаты и занятости.
21% респондентов не смогли определить своё отношение к распределению, и лишь один из десяти был против. Многие студенты учатся платно, и неправильно направлять их в обязательном порядке на конкретные должности, уверены критики системы.
Поддержали распределение преимущественно люди с высшим образованием (76% против 61% респондентов без «корочек») и граждане старше 50 лет (78%). За распределение высказались и 59% молодых людей, при этом трое из десяти опрошенных в возрасте до 24 лет затруднились с ответом, говорится в исследовании.
С одной стороны, поиск работы – это всегда стресс для специалиста любого возраста, и распределение снимает проблему. С другой стороны, «распределение лишает свободы выбора места работы и ломает карьерную траекторию». Студентам и выпускникам лучше предпочесть стажировки, рекомендуют специалисты. Пары месяцев хватит на то, чтобы начальник и молодой специалист поняли насколько они друг другу подходят. «Большинство прошедших стажировку в итоге получают предложение о трудоустройстве», уверяют социологи.
Как это работало
Термин «распределение» родом из СССР. Хотя эпизодически распределяли выпускников и в Российской Империи. Распределение на рабочие места в Советском Союзе практиковалось в основном в завершающие месяцы выпускного курса. Процессом руководила специальная комиссия, она опиралась на разнарядку ведомств или просьбы предприятий о покрытии дефицита специалистов. Если студент «примелькался» начальству завода ещё на этапе практики, позже его ждали там в качестве работника.
В СССР нередко обучали студентов на базе целевого направления: абитуриенту было проще поступить в институт, но после его окончания он был обязан отработать определённое количество лет. Целевая система действует и сегодня, по данным правительства РФ, 500 профессий попадают под целевой набор.
Советский трудящийся по распределению получал статус «молодого специалиста». Это давало возможность получить жильё без очереди, существенно усложняло увольнение с предприятия. Правда, уклонение от работы по распределению каралось Уголовным кодексом.
Из ближайших к нам республик распределение сохранилось в Белоруссии (касается всех бюджетных мест) и Латвии (медицинская сфера).
Слово эксперту
Заинтересованность выпускника в распределении очевидна, говорит порталу TRUD.RU директор Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина. "Сегодня трудно найти работу, в том числе соответствующую уровню образования. Если студент во время учёбы не подрабатывает, ему придётся непросто. Работодателям нужны стаж и опыт, - считает эксперт. - Рабочие места создаются медленно, часто не в тех секторах, которые интересуют выпускников. Немудрено, что молодёжь хочет защищённости, гарантий. Лучше три года потрудиться с низким окладом и получить опыт, чем жить без ясных перспектив". Сегодня даже в крупных городах сложно найти работу, а многое из того, что предлагает рынок, сулит соискателю снижение социального статуса и зарплаты.
К советским практикам распределения вернуться уже не получится, говорит специалист. Работодатели не держат годами вакансии "под паром". Да и нет динамики обновления кадров, которая позволит ежегодно брать на работу молодых людей. Впрочем, ряд фирм и предприятий заключают договоры с вузами по поводу трудоустройства выпускнков.
Существующее распределение в бюджетном секторе имеет серьёзные просчёты: молодёжи помогают лишь закрепиться в малых городах и сёлах с их низкой культурной и социальной активностью. Это не способствует повышению уровня и статуса выпускника. Стоит посмотреть на пример Китая: стать учителем в большом городе повезёт отличнику, все остальные работают в дальних точках, но временно. Если не довелось стать директором сельской школы, но ваш уровень возрос - государство поддержит вашу дальнейшую карьеру.
Хорошая практика могла бы прижиться в нашей стране: наладить взаимодействие вузов и рекрутинговых агентств. Студент проходит обучение, а примерно с 3 курса агентство будет искать ему возможную должность, считает Абанкина.
К сожалению, в России работодателей не волнуют оценки и даже дипломы учащихся. Так, от успеваемости выпускников в США и странах Евросоюза зависит их должность и зарплата, говорит эксперт.