Атлантов держат песни

Фестиваль поэзии и песни «Крепитесь люди, скоро лето!», затеянный Олегом Митяевым со товарищи, назло всем скептикам состоялся

Многие сомневались, удастся ли собрать зал в таком гламурном месте, как «Крокус сити холл», на такое антигламурное мероприятие. Удалось! Нет, шеститысячный «Крокус» не был заполнен под завязку, но на три четверти — точно. Согласитесь, для фестиваля песни и поэзии (а не эстрадного шоу с «мегазвездами»!), да еще и проводившегося впервые, результат весьма достойный. И, что еще, вероятно, огорчит тех, кто предрекал этой затее полный крах, публика состояла отнюдь не только из разменявших пятый-шестой десяток лет — среди молодых тоже есть ценители глубоких стихов и душевных песен.

От высокой поэзии народ действительно отвык, но не забыл окончательно и не утратил восприимчивости к ней: Марину Есипенко, Вениамина Смехова, Никиту Высоцкого слушали и, что гораздо важнее — слышали и понимали! Но главной героиней фестиваля все-таки была песня. Лет двести тому назад французский драматург Эжен Скриб пришел к выводу, что «самый достоверный документ истории народа — не театр, не поэзия, не литература, а песня». Похоже, он был прав...

Что петь, участники фестиваля решали сами, и получилось так, что концерт в основном выстроился вокруг всеми любимого советского кино. Дмитрий Харатьян выбрал «Журавль по небу летит» из «Бумбараша», Евгений Дятлов — «Я в весеннем лесу пил березовый сок» из «Ошибки резидента», Дмитрий Певцов — «Прощание с горами» из «Вертикали».

Петь про одну на всех победу вышла целая «агитбригада». У этой песни оказалась удивительная судьба. Музыку к «Белорусскому вокзалу» писал Альфред Шнитке, композитор выдающийся, но совершенно «не песенный». А песня молодому режиссеру Андрею Смирнову (это была его первая полнометражная картина) нужна была позарез, и он обратился за помощью к Булату Окуджаве. А у него, как это не раз случалось, сложились не только стихи, но и музыка. Когда он напел их съемочной группе, Шнитке с восхищением сказал: «У меня бы так не получилось!» А потом написал аранжировку, превратив камерную мелодию в один из самых популярных военных маршей.

Не обошлось и без легендарной «Госпожи удачи» из фильма-талисмана наших космонавтов «Белое солнце пустыни», тем более, что фестиваль проходил аккурат накануне Дня космонавтики. Но, как рассказал «Труду» дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт Александр Иванченков, первой в эфире с орбиты прозвучала не она:

— Когда полеты стали длительными, на орбитальной станции появилось многое из того, что положено иметь в земной жизни. В том числе и гитара. Наш полет на «Салюте-6» длился 140 суток. Впервые человек так надолго оторвался от Земли. Никто тогда не знал, как он будет протекать, ведь провести столько времени в тесном замкнутом помещении очень трудно. Группа психологической поддержки часто приглашала артистов, чтобы поднять нам настроение. Однажды пришли Татьяна и Сергей Никитины. А мы как раз проплывали над горами. — Мы вам уже столько всего спели, теперь вы нам спойте. Про горы, — сказала Татьяна. И мы запели «Домбайский вальс» Визбора.

Есть у молодого фестиваля и своя премия — «Дежурный по апрелю». Первого «дежурного» по словам Олега Митяева и выбирать не пришлось — премия и памятный знак будут переданы музею Булата Шалвовича. Вручать премию второму лауреату — поэту (и доктору биологических наук по совместительству) Дмитрию Сухареву, признанному классику авторской песни, вышел Владимир Меньшов. Оскароносный режиссер не мог не поделиться воспоминаниями:

— Для меня это большая честь, ведь главная песня фильма «Москва слезам не верит» написана именно на стихи Дмитрия Антоновича. Когда Сережа Никитин спел мне ее впервые, я пришел в недоумение: песня мне нравилась, но героиню-то Катериной зовут, ее дочка Александра половину первой серии только «в проекте» существует, а полноценным персонажем становится только во второй! Когда я высказал Сереже и Дмитрию Антоновичу свои сомнения, они посмотрели на меня, как на человека в высшей степени наивного: если бы не Александра, еще неизвестно, что стало бы с Катей (напомним, что брошенная возлюбленным Катерина находит в дочери смысл существования. — «Труд»)! И я понял, какой это сильный поэтический ход.

«Александру» на концерте спел не бард, а детский ансамбль «Коломбина». И как спел! За этих девчонок и мальчишек можно не волноваться — никакая «компьютерная лихорадка» им не страшна, подлинные чувства от виртуального миража они отличать уже умеют.

Третьим «Дежурным по апрелю» стал мэтр из мэтров — Александр Городницкий. Без легендарных «Атлантов» зал его со сцены, разумеется, не отпустил бы. Но кульминацией фестиваля стала написанная им почти пять лет назад песня «Севастополь останется русским!», оказавшаяся воистину пророческой. Так что те, кто полагает, будто авторская песня перестала быть актуальной, превратившись в «старое доброе прошлое», несколько поторопились с выводами.

Голос

Тамара Гвердцители:

— Мы много говорим о том, что настоящая песня уходит из нашей жизни, что нынешнему слушателю это не нужно. Пора перестать жаловаться и начать что-то делать! Мы можем вернуть аудиторию, вернуть людям вкус к серьезной поэзии, к небанальной музыке, и то, что сделал Олег, только первый шаг. Очень хочется, чтобы в следующем апреле мы снова смогли бы собраться вместе.