Зачем сегодня возвращать медали, которые не дают отличнику никаких льгот?
Минобрнауки готово вернуть школьные медали и награждать ими не только за хорошую учебу, но и за успехи в спортивной, общественной, научной и инновационной деятельности. Такие поправки в закон об образовании опубликованы на едином портале раскрытия информации. В общем, не прошло и года, как Минобрнауки пошло на попятную.
Только в сентябре 2013 года ведомство отменило золотые и серебряные медали как атавизм, поскольку с переходом к ЕГЭ они перестали играть какую-либо роль при поступлении в вуз. Кроме того, школы страдали от «плана по медалям», вытягивая претендентов на круглые пятерки. Ректоры жаловались, что едва ли половина медалистов заваливает первую же сессию. В общем, «золото», как и «серебро», списали в утиль.
Вместо медалей ввели аттестаты с отличием — красного цвета. Но цвет не добавляет баллов к результатам ЕГЭ. Это раньше золотой медалист зачислялся на первый курс без вступительных экзаменов, и в этом была логика. Но зачем сегодня возвращать медали, которые не дают отличнику никаких льгот?
Тревогу забила группа депутатов (тоже ведь родители): детям нужна мотивация к учебе. В феврале появился законопроект, по которому выпускники школ могут быть поощрены золотой медалью «За особые успехи в учении», а также похвальной грамотой «За особые успехи». И вообще, по мнению авторов, нужно больше поощрять учащихся. В том числе — за спортивные или творческие достижения, общественную работу, а самое непонятное — за «инновационную деятельность». Что это за зверь, сбежавший из Сколково?
Авторы поправок считают, что золотая медаль снова должна учитываться при поступлении. Министр Дмитрий Ливанов согласен, что факт наличия должен учитываться, но наряду с результатами ЕГЭ и в рамках портфолио (его введут через год), где отражены все внеклассные достижения ученика. «С 2015 года, — объявил Ливанов, — результаты спортивных достижений школьников, в том числе и результаты сдачи комплекса ГТО, будут учитываться и при поступлении в высшие учебные заведения дополнительно к баллам Единого государственного экзамена». По его мнению, это даст импульс к развитию массового школьного и студенческого спорта. Тоже неплохо, но эта задача скорее по другому ведомству: В общем, в школе скоро будет много медалей — золотых и разных.
Вот как нам прокомментировал новацию Сергей Казарновский, заслуженный учитель России, директор Центра образования № 686 «Класс-центр» Москвы:
— Я был очень рад, когда отменили школьные медали. Потому что ушел элемент фальши и обмана. Теперь, выходит, опять за старое — медальный психоз, гонка за отметками. У нас вообще ни учителя, ни родители, ни дети не знают, что ждет на экзаменах. То сдаем один ЕГЭ, то другой, сейчас отменяют тестовую часть, зато возвращают медали, которые отменили. Такое впечатление, что образование — самая истеричная отрасль в стране. Учителя, родители — все дерганые. Я давно выступаю за введение моратория на изменения хотя бы лет на десять. Пусть хоть одно поколение детей спокойно поучится. Я недавно выступал с лекцией перед студентами пед-университета, говорю: школа — это лучшие 10 лет в жизни ребенка, и прожить их нужно в удовольствие. Вот задача учителя.