Диверсия внутреннего сгорания

Крупнейший автоконцерн Китая Geely объявил о том, что начнет собирать свои легковые автомобили на территории Белоруссии

По заявлению пресс-службы правительства этой республики, там в срок до 2015 года будет построен новый автозавод производственной мощностью 120 тысяч автомобилей в год. Еще 10 тысяч машин будут собирать на ОАО «Автогидроусилитель». По оценкам специалистов, создание столь масштабного производства обойдется инвесторам в 300–500 млн долларов.

И вот тут сразу возникают вопросы — зачем Китаю, где и рабочая сила дешевле, и свой авторынок сидит на полуголодном пайке, вкладывать такие деньги в зарубежные заводы? Зачем Белоруссии, которая в 2011 году поставила у себя на учет всего 16 500 новых иномарок, такое огромное производство, продукцию которого она не в состоянии переварить?

Ответ может быть только один: их интересует исключительно наша страна.

Первое наступление китайского автопрома на Россию совпало с мировым кризисом и потому провалилось. Хотя по нашим дорогам до сих пор в большом количестве бегают и грузовички Foton, и вседорожники GreatWall, соседи из Поднебесной тогда просто не успели здесь закрепиться, создав достаточное количество своих дилерских и сервисных центров.

Второе пришествие автомобильного Китая, да еще и со стороны Белоруссии, может оказаться более успешным. Известно, что в 2011 году «АвтоВАЗ» продал 600 тысяч «Лад». Откусить часть этого пирога — заветная мечта многих.

Новая «Лада Приора» в самой простой версии предлагается по цене от 350 тысяч рублей. А седаны Geely MK, например, которые также относятся к сегменту экономкласса, при белорусской сборке могут стоить около 300 тысяч рублей-то есть еще дешевле. При этом у «китайцев» и начинка получше, и дизайн, прямо скажем, посовременнее.

Если кого-то по старой памяти смущает почти легендарное «китайское качество» — забудьте. Как известно, Geely сейчас является владельцем шведского Volvo, издавна кичившегося своими высочайшими стандартами безопасности. И уже было заявлено о передаче европейских автотехнологий китайской стороне.

Угроза, в общем, для нас вполне очевидная. Как успел заявить посол в Белоруссии Александр Суриков, Россия выступит против создания подобного производства. Вот только ничего, кроме слов, противопоставить китайско-белорусским планам мы не можем. Товар, собранный в братской республике, считается произведенным на Едином экономическом пространстве, таможенными барьерами от него не закроешься и штрафными санкциями не защитишься. По словам чиновников, в рамках Таможенного союза существует договоренность о «координации промышленной политики в различных отраслях», но никакого практического значения она не имеет.

Безусловно, у России остаются два весьма действенных рычага управления соседними странами — это экспортная труба и сидящий на ней Алексей Миллер. Помните управдомшу из «Бриллиантовой руки»: «А тем, кто не будет брать, отключим газ». Вот это она самая и есть, в новой реинкарнации.

Против отдельно взятой Белоруссии этот метод до сих пор работал. А вот поможет ли он против альянса этой республики с Китаем — огромный вопрос. В отличие от Минска, Пекину есть что реально противопоставить нашим управдомам.