- Александр, сознайтесь, трудно быть сыном знаменитой актрисы?
- В детстве по этому поводу у меня не возникало никаких проблем. Трудности начались позже, когда поступил в Школу-студию МХТ. Многие считали, что я попал туда благодаря родителям. И только когда меня после второго курса забрали в армию и я, отслужив по полной программе, снова вернулся в училище, но уже в другую группу и к другому педагогу - Александру Александровичу Калягину, меня перестали считать блатным.
- Вы в буквальном смысле слова выросли за кулисами и уже в 12 лет выходили на сцену "Маяковки" в эпизодической роли. Ваша мама хотела, чтобы вы после окончания института работали с ней в одном театре?
- И мама, и отец были категорически против, чтобы я пробовался к Андрею Гончарову. Наверное, они были правы, потому что тогда Лазаревых было бы слишком много.
- Но ведь вы могли очутиться и в театре Et Cetera, поскольку Калягин был вашим учителем?
- Мог бы, и в этом случае мама бы не стала меня отговаривать. Но Марк Захаров взял меня в театр, когда я еще учился, и таким образом все разрешилось само собой.
- Давайте открутим видеопленку жизни назад и вспомним о фильме 1958 года "Евгений Онегин", где ваша мама играла Ольгу Ларину. Вы видели его? Что можете сказать о ее лирическом амплуа?
- Я видел этот фильм, его дважды показывали по телеканалу "Домашний". В молодости режиссеры видели маму как типично лирическую героиню, с ее ангельским личиком, огромными голубыми глазами, белокурыми волосами. Ведь недаром она играла в спектакле Николая Охлопкова "Гамлет" Офелию. Уже потом ее перепрофилировали в острохарактерную актрису, и в основном это произошло благодаря Эльдару Рязанову, который начал снимать маму в комедийных фильмах.
- Ваш отец никогда не ревновал маму к Рязанову? Наверное, ему было обидно, что тот приглашает в свои картины только Немоляеву?
- Что вы! Папа был счастлив за маму. И потом, его много снимали, он никак не чувствовал себя обделенным. А Рязанов часто бывал в нашем доме, ему очень нравилось, как мама готовит, окружая его вниманием. Он весь таял и расплывался в уюте нашего дома.
- Благодаря фильмам Рязанова за вашей мамой закрепился имидж слабой, невезучей женщины, несчастной в любви. А какая она в жизни?
- В жизни она очень сильный и целеустремленный человек. Никогда не показывает, если кошки скребут на сердце. Она и меня тому же учила: никогда не сдаваться, верить и надеяться.
- Меня давно занимает такой вопрос: как ваша нежная мама могла терпеть сложный характер Андрея Гончарова, который кричал на актеров, топал ногами, размахивал палкой. Из-за этого в свое время ушли из театра Евгений Леонов, Армен Джигарханян, кстати, любимый партнер вашей мамы, с которым они дали около 500 представлений впервые поставленного в России спектакля "Трамвай "Желание"...
- Естественно, мама страдала от грубости Андрея Александровича. Но в то же время понимала, что это великий режиссер, и ради творческого общения с ним могла терпеть все, вплоть до унижений, ибо результат их общей работы был оглушительным.
- Когда-то в "Чайке" вы играли Треплева, пытающегося избавиться от влияния своей матери Аркадиной. Скажите, в вашей маме есть что-то от чеховской героини?
- Мама, как и Аркадина, актриса, а это особый сорт женщин. Они по-своему эгоистичны, их профессия к этому толкает. Но если Аркадина - кукушка, не думающая о своем детеныше, то мама по отношению ко мне всегда была очень заботливой. Когда я просыпался, на столе всегда стоял горячий завтрак, брючки у меня были отутюжены, рубашечка выстирана, все чистенько, ладненько. Мама у нас жаворонок, она всегда встает раньше всех. Как она говорит, утро - это ее личное время, и здесь ей не надо мешать.
- Мама сильно переживала, когда вы решили жить своим домом?
- Она сразу полюбила свою будущую невестку. Они отлично с ней ладили на кухне, когда первое время мы жили вместе, пока нам не устроили маленькую квартиру на окраине Москвы. И когда родители приезжали в гости, мама постоянно настаивала: бросайте все и возвращайтесь. Но мы с женой не соглашались. Все-таки семья есть семья, и лучше всего, когда родня живет в некотором отдалении друг от друга.
- А как Светлана Владимировна ощущает себя в роли бабушки двух внуков - Полины и маленького Сергея?
- Она их обожает. А Полина по характеру просто вылитая бабушка - такая же настырная, самостоятельная.
- Говорят, ваша мама прекрасно готовит?
- Да, ее медом не корми, а дай рассказать о каком-нибудь необыкновенном блюде. Коронные блюда - грибные. Как только начинается сезон "тихой охоты", они с папой, по сути, живут в лесу и там промышляют грибами, после сушат их, маринуют. А на даче мама выращивает цветы, а потом приносит их на мои премьеры.
- Вы будете на ее ближайшей премьере "Ревизор", ради которой, говорят, она отказалась от съемок в двух фильмах? По-моему, на такие подвиги способны лишь актеры, для которых свой театр - это все.
- Я не понимаю, чему вы так удивляетесь? И у нас в Ленкоме, когда актер вынужден выбирать между фильмом и главной ролью в спектакле, он всегда выбирает последнее. К тому же мама собирается играть Анну Андреевну в свой юбилей. Весь театр в этот день будет стоять на ушах.
- А после этого она будет готовиться к вашему 40-летию...
- Конечно, я ожидаю от нее всяческих сюрпризов, она большая выдумщица по этой части. Но широко праздновать свой день рождения не собираюсь, потому что в это время буду на съемках фильма "Колчак", где играю не большую, но очень важную роль. Я уже заранее представляю, как она будет по косточкам разбирать моего героя, не щадя самолюбия. Скорее всего, мы поссоримся, а потом помиримся и снова будем спорить до хрипоты. Но тут ничего не поделаешь: кого любишь, того и критикуешь. Ведь мы с ней одной крови.