ИЗОБРЕТАТЕЛИ ШТОПОРА

Друг из Барнаула был в шоке, когда узнал, что для Москвы три часа в пробке по дороге на работу - это нормально. Для Москвы 2007 года. Но, похоже, что скоро и это не будет пределом. По подсчетам специалистов, если автопарк Москвы будет увеличиваться с такой же скоростью, как сейчас, а именно на триста тысяч автомобилей в год, то в 2015-м Москва превратится в одну большую пробку.

- На работу на машине - три часа! Да ты с ума сошел! А на метро?
- Час!
- Надеюсь, ты выбрал метро?
- Конечно. Стоять в пробках шесть часов в день - удовольствие не из приятных!
Друг из Барнаула был в шоке, когда узнал, что для Москвы три часа в пробке по дороге на работу - это нормально. Для Москвы 2007 года. Но, похоже, что скоро и это не будет пределом. По подсчетам специалистов, если автопарк Москвы будет увеличиваться с такой же скоростью, как сейчас, а именно на триста тысяч автомобилей в год, то в 2015-м Москва превратится в одну большую пробку. Увы, уже сейчас Москве не хватает 350 км дорог. И это число не уменьшается. Так что же делать? Пока наши власти ищут способ решить эту проблему, мы попытались выяснить, как же с этой напастью борются за рубежом. Ведь Москва далеко не первый город, который сталкивается с этой проблемой.
Оказалось, что практически в каждом мегаполисе свои способы борьбы с пробками. А вот какие? Оказывается, ум зарубежных политиков и градоначальников очень изворотлив. И нашим градоначальникам есть чему поучиться. Мы попытались вычленить из всех идей самые актуальные для Москвы. И прокомментировать эти способы попросили руководителя пресс-службы Департамента транспорта Москвы Марию Проценко.
ОДНО АВТО НА ТРОИХ
Начнем с самого демократичного способа. То есть никто ничего не запрещает, но количество пробок на улицах города уменьшается. Все очень просто. Одним автомобилем пользуются несколько людей. Именно по такому пути пошли в Лос-Анджелесе и Цюрихе. В Городе Ангелов в 70-х годах появились люди, которые предлагали через газеты совершить совместные путешествия по стране. С развитием интернета и увеличением количества авто в городе горожане стали ездить вместе на работу. Похожая ситуация и в Цюрихе. Только там автомобиль не принадлежит ни одному из водителей. Они берут в аренду один на троих и спокойно ездят. Один - в будни на работу, второй - в выходные за продуктами. Третий катается по ночному Цюриху. Получается вместо трех автомобилей - один. Соответственно и пробки меньше. И воздух чище.
КОММЕНТАРИЙ МАРИИ:
- Эта система в Москве уже существует, но городскими властями не регулируется. Люди сами находят попутчиков и ездят вместе на работу. Жизнь заставляет. Но мы поддерживаем такие начинания.
ДЕЙСТВЕННО И АНТИДЕМОКРАТИЧНО
Это самый популярный способ борьбы с пробками в мировых мегаполисах. Как ни странно, но в таком флагмане мировой демократии как Англия с пробками борются именно так. В Лондоне с 2003 года въезд в центр стал платным. Сумма не маленькая даже по европейским меркам - около 400 рублей за разовый проезд. Абонемент на год стоит около 40 тысяч фунтов стерлингов. Причем, не пощадили даже местных жителей. С них теперь берут 10 процентов.
По данным властей, за 4 года количество автомобилей, въезжающих в центр, сократилось на 15-20 процентов. Сумма, потраченная на установку системы слежения за автомобилями, уже с лихвой вернулась муниципалитету, и теперь платный въезд выполняет две функции. Очищает центр от лишних авто и пополняет городской бюджет.
Похожая ситуация и в Риме. Только запрет на въезд в исторический центр действует уже с 1994 года. Захотел прокатиться по историческому Риму? Плати 55 евро и рули хоть весь день. А вот горожанам, проживающим в центре, проезд в отличие от туманного Альбиона, бесплатный. Количество въезжающих сократилось, но самые хитрые римляне начали покупать карточки проезда у местных инвалидов. Им въезд бесплатный. Но по большому счету, проблема пробок в Вечном городе пока решена.
Оригинальный способ нашли греки. Они тоже закрыли въезд в Афины. А если быть точнее, то ввели правило - чет-нечет. То есть в один день въезжают в столицу Греции машины только с четными цифрами на конце номера, а в другой день - с нечетными. Казалось бы, проблема пробок решена навсегда. Количество машин должно убавиться как минимум вполовину. Но не тут-то было. Ушлые греки тут же стали скупать машины и получать разные номера. Теперь ездят так: один день на машине мужа, второй на машине жены. Так что количество машин сократилось незначительно. Но и это уже радует горожан.
Комментарий марии:
- В Москве в ближайшие годы въезд в центр платным не станет. Пока нет в этом необходимости. Будем "воевать" с пробками другими способами.
КОМПЬЮТЕР ВЫБЬЕТ ПРОБКУ
По своему пути пошли корейцы. Сеул - один из крупнейших городов Азии и один из самых загруженных автомобилями городов Южной Кореи. Никаких ограничений демократичные корейцы вводить не стали, а придумали единую компьютерную систему управления движением. То есть все пробки в городе контролирует компьютер и пытается их выбить. Под его началом светофоры, дорожные указатели и электронные табло. Анализируя десятки факторов, система управляет автомобильными потоками. Пока корейцы на массовые заторы не жалуются.
Комментарий марии:
- Вот это для Москвы в самый раз! Такая система уже действует на Ленинградском шоссе и доказывает свою эффективность. Будем ее развивать.
ЧТО ЕЩЕ ПРИДУМАЛИ?
Кроме вышеописанных способов борьбы с пробками есть еще несколько простых и оригинальных, но не менее действенных. Первый - современное строительство дорог. Примерами могут послужить Токио и Нью-Йорк. Там успевают строить дороги быстрее, чем горожане покупают автомобили.
А вот в Вашингтоне американцы пошли по одному из самых необычных путей. Они открыли дороги с реверсивным движением. То есть в часы пик полосы меняются направлениями. Например, утром в город идут три полосы, а на выезд всего одна. Вечером наоборот. По мнению американцев, это один из самых действенных способов борьбы с вашингтонскими пробками. Хотя часто такие дороги называют дорогами самоубийц. Люди часто забывают, что движение уже идет в другую сторону, и едут по привычке.
Комментарий марии:
- Несколько лет назад мы создавали в Москве полосы с реверсивным движением. Но эту идею "убила" низкая культура вождения наших автолюбителей.