КНЯЗЬ ПОКОРИЛ ПОЛЮС

Вчера экспедиция, возглавляемая правителем Монако Альбером II, достигла Северного полюса

Неумолимый ветер бьет в лицо, забирается под капюшон. Прятаться бесполезно.
Спрашиваю одного из "виновников" перехода президента Российской ассоциации полярников, Героя Советского Союза Артура Николаевича Чилингарова, как аристократ воспринял удары ледяной стихии?
- Знаешь, ничего аристократического в его манерах я не заметил. Еще на российской станции "Барнео", пока шли последние приготовления, князь не чурался черновой работы. Недаром он член Международного олимпийского комитета, бобслеист, участник Олимпийских игр.
Подготовка к походу была серьезная. Проходила она в Швеции, в известной гостинице, построенной полностью изо льда. Вот что сказал про необычный тренинг личный врач князя Майкл Макномара:
- В той гостинице даже столы и кровати сделаны изо льда. Приходилось стелить медвежьи шкуры и залезать в спальные мешки. "Холодный" тренинг мы прошли четырежды. Очень важным было также набрать вес, чтобы легче выдержать мороз.
На вопрос, каким был во время трудного перехода от "Барнео" к полюсу княжеский стол, врач заметил:
- Без изысков. Тем не менее сублимированные продукты готовил повар князя.
К экспедиции можно относиться по-разному. Для одних - это каприз, прихоть богатого человека. Другие списывают предприятие на эксцентричный характер суверена. Наверное, и то, и другое имеет место быть. Однако сам Альбер II считает свой ледовый поход, во-первых, продолжением семейных традиций. Оказывается, его прадед Альбер I, знаменитый географ и исследователь начала XX века, в 1906 году пытался пробиться к Северному полюсу, но у него ничего не получилось. А во-вторых, правитель Монако, как заметная, несмотря на крошечные размеры своего княжества, фигура в мировой политике, хочет привлечь внимание к проблемам глобального потепления на земле. Почему выбран такой вид транспорта - собачьи упряжки? В этом выборе, наверное, и сказался спортивный характер 48-летнего аристократа: быть первым так лестно. Напомню, что последняя попытка именно таким способом достичь полюса, предпринятая еще в 1894 году норвежцем Фритьофом Нансеном, закончилась неудачей.
- Мне больше всего импонирует то, что князь Альбер II помнит о своих предках. Завершить то, что они не смогли сделать, очень важно, - говорит Чилингаров.
- Артур Николаевич, почему правитель Монако выбрал российскую команду для обеспечения столь сложного предприятия?
- Дело в том, что россияне сейчас практически одни во всем Ледовитом океане. Там находится база "Барнео" и дрейфующая полярная станция СП-34. Все это меня очень радует. Россия восстанавливает свои позиции на высоких широтах, которые были утеряны. Подготовкой экспедиции и обеспечением безопасности занималось много народу - полярники, летчики, метеорологи и так далее. Все это делалось под эгидой и руководством Российской полярной ассоциации. Консультантом выступил известный путешественник Дмитрий Шпаро. А его сын Матвей прошел вместе с князем весь 90-километровый путь до полюса.
- Вы прибыли на полюс на вертолете и встречали экспедицию. Что запомнилось?
- Князь поблагодарил всех участников экспедиции и отметил, как важно изучать высокие широты. Ведь глобальное потепление, природные катаклизмы можно не только предугадывать, но и предупреждать. И естественный холодильник всего земного шара очень сильно влияет на климат на планете. Изучать его - очень важно.
- Князя встречали на полюсе по русским обычаям?
- Конечно! Хлебом солью и, понятное дело, рюмкой русской водки...
МЕЖДУ ТЕМ
Президент Владимир Путин поручил Министерству иностран-ных дел установить дипломатические отношения между Россией и Княжеством Мо-на-ко, чье население насчитыва-ет около 32 тысяч человек.