В конце февраля под окнами мэрии Челябинска прошла первая громкая публичная акция. Несколько сот человек с плакатами и транспарантами, изготовленными типографским способом, вышли на улицу с требованием к властям города "прекратить произвол", "дать нормально работать". Пикетом руководили профессионально подготовленные люди, которые, не стесняясь журналистов, отдавали команды по мобильникам. Поводом для "акций протеста" был выбран отказ городских властей продлевать договоры аренды земли для полусотни киосков челябинской "Роспечати". А вот истинные причины противостояния, как выясняется, имеют более глубокие корни.
БЫВШИЕ И НАСТОЯЩИЕ
Первые признаки "непогоды" почувствовались вскоре после 20 марта 2005 года, когда на выборах главы Челябинска прежнего градоначальника Вячеслава Тарасова по числу голосов избирателей обошел депутат Государственной Думы Михаил Юревич. Новый глава города, строитель по специальности, начал преобразования с больной для столицы Южного Урала темы - градостроительства.
- Пора покончить с порочной практикой, когда участки почти даром раздаются узкому кругу доверенных лиц, - заявил Юревич во всеуслышание. - На основе конкурса будем выбирать несколько компаний, которые за два-три года застроят микрорайон.
Юревича поддержали многие. Но не все. Да и могло ли быть иначе, когда при прежней администрации некоторые особо приближенные к власти бизнесмены без конкурсов и тендеров возводили и открывали торговые комплексы прямо в центре города. Такое преимущество они получали в силу особого к себе отношения. И вдруг этим отношениям приходит конец.
Между тем, как говорится, против фактов не попрешь. К примеру, один из тех, кто сегодня громогласно обвиняет новое руководство Челябинска в предвзятости, - руководитель компании "Стройсвязьурал-1", крупный местный предприниматель Артур Никитин. На Южном Урале личность известная. Чего стоят одни только подземные "Никитинские ряды" под центральной площадью Революции! В течение нескольких лет, кроме этих рядов, Никитин владел еще и всеми подземными переходами вокруг площади. Если верить договору аренды и дополнительному соглашению к нему, подписанным бывшим мэром Челябинска Вячеславом Тарасовым, аренда на все эти площади была оформлена на 49 лет! Но вот размер арендной платы, согласно опять же официальным расчетам бывшей администрации, равнялся... нулю.
Понятно, когда новый мэр Челябинска потребовал лишить столь обласканного бизнесмена его преференций, Никитин счел ставки аренды слишком высокими. Вначале, что называется, попытался их "пригнуть". Не получилось. Тогда пригрозил закрытием комплекса.
Кстати, у того же Никитина есть еще один торговый комплекс - "Синегорье", расположенный рядом с железнодорожным вокзалом, и гипермаркет "КС". В народе эту торговую точку метко окрестили "Караван-сараем" за огромную площадь и этакий "сарайный" стиль. Так вот, именно под этот самый "Караван-сарай" в плане дорожного строительства города на 2005 год прежней администрацией была заявлена новая транспортная развязка по улице Черкасской. Стоимость проекта должна была составить 400 миллионов, заметим, бюджетных рублей. Часть из этих денег уже успели освоить. Между тем ровно такую же сумму составляют средства, отпущенные бюджетом на ремонт дорог в миллионном городе.
- Нас такое особое отношение прежнего главы города к господину Никитину нисколько не удивляет, - говорит председатель городского комитета по управлению имуществом Сергей Мануйлов. - Хотя бы потому, что в прежние времена строительство никитинских объектов довольно часто включалось в планы финансирования из городского бюджета. Иными словами, за счет жителей Челябинска.
Тем временем Артур Никитин попробовал строить еще один комплекс в центре Челябинска по улице Васенко. Одно плохо: прихватил заодно и часть территории у школы N 1 - гордости Челябинска. Суд неоднократно запрещал эту стройку. И даже принял в этой связи соответствующие моменту меры. Только бизнесмену Никитину, похоже, даже Арбитражный суд Челябинской области не указ: как строил, так и продолжает строить.
27 января нынешнего года Арбитражный суд Челябинской области в апелляционной инстанции вынес решение взыскать с ООО "Стройсвязьурал-1" в пользу городской администрации как необоснованное обогащение за незаконное использование земельного участка и проценты за пользование чужими деньгами в сумме 6 427 141 рубль.
В "ПОЛЕТЕ" И В ПРОЛЕТЕ
Надо признать, что Никитин - далеко не единственный предприниматель в сфере строительства, которому в прежние времена в Челябинске жилось весьма вольготно. На память сразу приходит фирма "Монолит-Инвест" известного в городе бизнесмена Евгения Рогозы. Когда-то именно она единолично владела правом застройки 29-го микрорайона города. И никого не волновало, что с учетом реальных возможностей этой компании строительство здесь велось бы лет пятнадцать как минимум. А мэрия возьми и договорись с двумя крупнейшими строительными компаниями города - "Артель-С" и "Стройком", которые обязались застроить территорию за три года.
С фондом "Монолит-Инвест" спор у новой администрации вышел особенно жарким. Обсуждалось распределение участков земли в 29-м и 27-м микрорайонах. Позиция администрации города: "Монолит-Инвест" сдавал всего лишь по 15 тысяч квадратных метров в год. Это мизер! С такими объемами нельзя вести речь о массовой комплексной застройке.
Кстати, какое-то время назад господин Рогоза баллотировался в депутаты Законодательного собрания области. Судя по результатам голосования, его рекламному слогану: "Жилье дешевле на четверть!" - челябинцы не очень-то поверили.
Возможно, потому, что, будучи в фаворе у прежнего руководства города, именно Рогоза пообещал и построить торгово-досуговый комплекс в сквере на Алом поле, и достроить детскую железную дорогу в парке имени Гагарина. Но реально лишь уничтожил хоккейную школу ЧИМЭСХ и едва не снес единственный в Челябинске специализированный детский сад для слабовидящих детей. Вот так сочетаются рекламные слоганы и реальные дела тех, кто сегодня фактически возглавляет колонны "недовольных челябинцев".
В рядах демонстрантов замечено и руководство местной строительной компании МЖК "Полет". Фирма строит в престижном районе Челябинска жилой квартал. На горе челябинцев, тянется это уже 12 лет! Люди, оформившие с "Полетом" договоры долевого участия, не получив в обещанные сроки квартир, стали обивать административные пороги с жалобами. Тогда несколько сот семей все же заселили в новый дом. Но компания почему-то вместо девяти котельных поставила шесть, фасад остался неотделанным, а лифт вообще решили не устанавливать. Шесть лет жители 12-этажки поднимались по лестнице пешком, а зимой замерзали в "элитных" квартирах.
Другой объект той же фирмы - полуподземная парковка на месте спортплощадки 23-й школы. Так планировалось. Но, по словам Александра Угрюмова, начальника управления архитектуры города, чтобы упростить себе жизнь, вместо полуподземных гаражей "Полет" стал строить... наземную парковку. Результат - школа лишилась спортивной площадки. В архитектурно-строительном надзоре не смогли припомнить ни одного здания, построенного "полетовцами" без нарушений.
ВОЙНА РАБОТЕ НЕ ПОМЕХА
Таково на сегодня реальное положение дел в строительстве Челябинска. Таковы истинные, а не мнимые причины противостояния.
Между тем в конце прошлого года новая администрация Челябинска подвела первые итоги своей работы. Благодаря ее усилиям в городе впервые за много лет заменили верхнее покрытие дорог, расширили проезжую часть, выполнили комплекс работ по озеленению и наружному освещению. Привели в порядок посадочные площадки на остановках общественного транспорта, обустроили места для временной остановки автомобилей. В Металлургическом районе, например, восстановлено освещение на 36 улицах! Впервые за 17 лет накануне зимнего сезона в Челябинске появилась новая снегоуборочная техника.
Заметно выросли и объемы сданного в городе жилья. А в самом центре полностью запрещена так называемая уплотнительная застройка, вызывавшая законное недовольство жителей. Зато много новостроек появилось в новых "спальных" микрорайонах. Был определен ряд перспективных площадок для масштабного строительства. При этом акты предварительного выбора земельных участков сопровождаются заключением договора на аренду земли. Бюджет получает отчисления, а строительные компании стимул для активного ведения работ.
Прорыв был сделан и в сфере экологии. Администрация заключила договор на разработку и приобретение измерительной станции и передвижного лабораторного комплекса, которые позволят в оперативном режиме осуществлять контроль за состоянием воздуха в черте города. Запланировали в нынешнем году разработать систему контроля качества воздушной среды Челябинска и решить проблему с утилизацией твердых бытовых отходов. Вопреки всем предсказаниям недоброжелателей столица Южного Урала этой зимой успешно выдержала испытания сильнейшими холодами. В сфере управления жилищным фондом к концу года работало уже 11 управляющих компаний. В целом же в прошлом году практически 75 процентов коммунальных услуг в Челябинске оказывали частные компании. Не приближенно-"придворные", а честно победившие в конкурсах фирмы. У таких, как выяснилось, дело спорится гораздо лучше.
Однако, судя по недавнему развитию событий, именно эти нововведения Юревича и его команды кое-кому явно пришлись не по душе.
СЛУШАЯ - СЛЫШАТЬ!
Что касается противостояния с ОАО "Роспечать", то здесь ситуация, как выяснилось, несколько иная.
Вот цитата из пресс-релиза управления по связям со СМИ администрации Челябинска от 27 февраля с.г. по поводу встречи первого заместителя мэра города Олега Грачева и генерального секретаря Союза журналистов России Игоря Яковенко: "Челябинское ОАО "Роспечать" является частной фирмой, которая, несмотря на название, не имеет ничего общего с федеральной "Роспечатью". ОАО "Роспечать" - обычная коммерческая фирма, которая приносит владельцам прибыль от торговли табачными изделиями, канцтоварами, косметикой, а также газетами и журналами. При этом арендная плата, которая поступает в бюджет Челябинска, составляет всего несколько тысяч рублей в год - за 1 киоск в центре города. В ближайшее время примерно у 50 киосков, расположенных в Центральном и Советском районах г. Челябинска, заканчивается срок аренды, в связи с этим Комитет по управлению имуществом и земельными отношениями г. Челябинска проведет аукцион, в котором смогут принять участие любые коммерческие фирмы, в том числе и ОАО "Роспечать". До аукциона киоски "Роспечати" демонтироваться не будут".
Заявление это было сделано после того, как накануне в администрацию города поступило новое уведомление инициативной группы ОАО "Роспечать" о намерении в очередной раз 28 марта провести митинг на Театральной площади. В качестве основного повода для митинга выдвигалось требование отмены демонтажа киосков. Это, мягко говоря, удивляет. И вот почему.
Дело в том, что еще в конце февраля, во время пребывания в городе Игоря Яковенко, в мэрии состоялся конструктивный разговор с участием председателя областного Союза журналистов Виталия Понурова и главного редактора газеты "Челябинский рабочий" Бориса Киршина. Именно во время этой встречи руководство города согласилось, что резкие решения в отношении предприятия, фактически обеспечивающего ежедневную связь горожан с внешним миром, приниматься не будут: до аукциона киоски будут работать, как всегда. А вот дальше руководству фирмы придется жить и работать на общих основаниях.
- Мне действительно довелось вместе с Игорем Яковенко участвовать в урегулировании конфликта между мэрией Челябинска и ОАО "Роспечать", - говорит Борис Киршин. - Решение городских властей начать снос газетных киосков и таким образом лишить челябинцев права на регулярное получение свежей прессы не могло не волновать. Это и стало предметом разговора и в прокуратуре области, и у вице-губернатора, и у вице-мэра города Олега Грачева. Надо признать, последний, сам журналист и бывший главный редактор нашей "Вечерки", прекрасно понимая остроту проблемы, достаточно легко прислушался к нашим доводам. В результате было принято компромиссное решение: до проведения конкурса киоски демонтироваться не будут. И второе: в принципе не будут трогать павильоны, находящиеся в составе остановочных комплексов. Администрация, насколько мне известно, условия этих договоренностей соблюдает. Хотя и ее понять можно. Арендная плата сегодня за павильоны мизерная. Но на данном этапе, на мой взгляд, проблема снята. Главное, не накалять ее. С обеих сторон.
Спустя несколько дней новая общественная организация "Союз издателей Челябинской области", в которую вошли редакторы крупнейших региональных изданий, даже направила на имя Михаила Юревича специальное обращение, в котором выражалось удовлетворение развитием событий и одобрение изменениям в позиции администрации.
В свете этих событий сообщение о новой "акции протеста" и все, что за ним последовало, выглядит как-то странновато. Зато понятна позиция городских властей. В очередной раз было публично заявлено, что, "невзирая на очевидное желание господина Симоненко в одностороннем порядке демонстративно отказаться от ранее достигнутых договоренностей", она, городская администрация, будет действовать в соответствии с решением, выработанным совместно с Яковенко и Киршиным.
К тому же сейчас у всех на слуху история, связанная с администрацией Твери, где основанием для возбуждения уголовных дел против некоторых руководителей мэрии стало именно выделение земли в аренду по заниженным, как предполагает прокуратура, ценам. Или урок не впрок?