Ющенко рассудил, что госслужащему, который по идее должен являть собой пример скромности в быту, дразнить рядовых киевлян шикарным автомобилем негоже. Масла в огонь подлили и заявления самого Ивченко насчет того, что он уже с 1992 года привык ездить на новеньких "мерседесах". "Тогда даже в Киеве о такой марке не знали", - хвалился нефтяник. Виктор Ющенко в жесткой форме приказал ему продать дорогое авто и пересесть на нечто более скромное. Главе "Нафтогаз Украина" ничего не оставалось, как вернуть "мерседес" в автосалон...
Для российской действительности подобное происшествие пока выглядит чем-то из ряда вон выходящим. Стоянки перед зданием правительства на Краснопресненской набережной, министерствами и ведомствами забиты дорогущими авто, будто сошедшими с последних экспозиций мировых автосалонов. У зданий Госдумы и Совета Федерации бок о бок соседствуют шикарные "майбахи", "хаммеры" и бронированные "ауди". Для многих народных избранников и министров стоимость, которую заплатил за свой "мерседес" опальный Ивченко, вовсе не угроза для семейного бюджета: большинство российских депутатов люди не бедные. К примеру, в нижней палате парламента заседает 21 депутат-миллиардер (в рублевом эквиваленте). И 18 из них - члены фракции "Единая Россия".
Впрочем, для российского депутата совершенно необязательно быть официальным миллиардером, чтобы иметь возможность похвастаться собственным внушительным автопарком. Один из высокопоставленных депутатов однажды рассказал корреспонденту "Труда" о случае, который потряс его до глубины души. Как-то он застал своего коллегу-парламентария высаживающимся неподалеку от здания Госдумы из шикарного "майбаха". Осмотревшись по сторонам, тот настоятельно порекомендовал своему шоферу отъехать от парламента подальше - дабы не "светить" перед коллегами дорогое авто. При этом, как утверждал очевидец, невольно подслушавший эту реплику, депутат не является ни обладателем крупного пакета акций нефтяной компании, ни собственного бизнеса.
Понятно, что большинство народных избранников предпочитают не дразнить гусей, то есть избирателей, а записывать движимое имущество на жен, родственников, зятей и тещ. Впрочем, даже учитывая подобную практику, финансовые отчеты, которые представили в Центризбирком как нынешние, так и не прошедшие в парламент депутаты, весьма впечатляют. Приведем в пример лишь некоторые из них. Так, у возглавлявшего список "Единой России" по Красноярскому краю губернатора Александра Хлопонина имеются "ауди А6", "БМВ-745", "ягуар даймлер", "мерседес-бенц S600", мотоцикл "БМВК1200LT", мотоцикл "харлей дэвидсон", катер "фантом-46". Певец-"единоросс" Александр Розенбаум разъезжает на "линкольн таун кар", а еще в его автопарке "кадиллак конкурс", "мерседес S5", "линкольн" и зачем-то ГАЗ 3110. Гараж члена КПРФ Сергея Муравленко состоит из "порше кайен", "мерседес-бенц С200К", "мерседес-бенц С-180" и "БМВ Х5". У "единоросса" Бориса Зубицкого - "мерседес-бенц S430" и "ягуар XJ". Ну а по количеству автомобилей пальму первенства держит экс-кандидат в президенты от ЛДПР Олег Малышкин. Он является счастливым обладателем... 21 транспортного средства.
Что касается Совета Федерации, то прилипшая к нему характеристика "палата миллиардеров" вместо "палата регионов" говорит сама за себя. В дни заседаний верхней палаты парламента у здания на Большой Дмитровке можно наблюдать завораживающую картину: к десяти утра подъезжает целая кавалькада шикарных авто. Например, в окружении двух, а то и четырех джипов охраны, восседая за рулем своего шикарного "хаммера", степенно паркуется сенатор от Чечни Умар Джабраилов.
Судя по официальному отчету о доходах, которые задекларировали за 2004 год члены российского правительства, министры также вполне способны себе позволить отнюдь не "жигули". Хотя до депутатов и сенаторов им, конечно, еще далеко. Самым богатым среди правительственных чиновников является глава Минтранса Игорь Левитин - 4,85 млн. долларов, то есть в среднем по 404 455 долл. в месяц. На втором месте - глава Минприроды Юрий Трутнев с 317 198 долларами. На третьем - глава Минздравсоцразвития Михаил Зурабов, получавший в 2004 году 119 572 доллара в месяц. На их фоне премьер Михаил Фрадков выглядит поистине скромнягой - два года назад он вынужден был довольствоваться 5043 долларами ежемесячно.
Так что задача пересадить всю эту огромную армию российских парламентариев и министров на более скромные автомобили и вовсе представляется фантастичной. А инициативу Бориса Немцова, который в бытность свою вице-премьером предложил чиновникам пересесть на казенные "Волги", во властных коридорах до сих пор вспоминают как неудачную шутку. И благодарят судьбу, что родились, к примеру, не на Кубе, где не так давно Фидель Кастро воплотил голубую мечту Немцова в жизнь. Он издал распоряжение, согласно которому все шикарные автомобили чиновники и руководители предприятий послушно отдали обратно государству, а взамен им выдали... российские автомобили "Лада".