Поводом послужил рейд чиновников Роспотребнадзора на один из складов Подмосковья, забитый бутылками "Боржоми". Работники склада не смогли предъявить инспекторам всех документов, подтверждающих качество воды. Итог проверки - временный запрет на реализацию. Пока только данной партии. Но Онищенко пообещал "в ближайшие дни очень серьезно и целенаправленно заняться вопросами контроля качества данного напитка". К чему это приводит, мы хорошо помним по аналогичной ситуации с винами, которые с недавних пор запрещены к продаже в России.
Как известно, дважды в одну воронку снаряд не попадает. По крайней мере, случайно. Желание "закрутить гайки" грузинским поставщикам выглядит как очередной ход в разгорающейся торговой войне. Причем ход вполне предсказуемый. Недавно министр обороны Грузии пообещал поить вином, от которого отказывается Россия, служивый персонал российских баз на грузинской территории. А за день до заявлений Роспотребнадзора премьер Грузии Зураб Ногаидели предположил, что "черный список" товаров, запрещенных к ввозу на российскую территорию, винами не ограничится: "Если в него попадут и грузинские минеральные воды, это будет откровенно политическое решение".
Логика в заявлениях премьера есть. "Боржоми" сертифицирован к продаже даже в странах Евросоюза и США. Но и у российской стороны поводов с подозрением относиться к грузинской продукции предостаточно. В том числе потому, что вместо настоящих вин и минералки сплошь и рядом продается фальсификат.
По словам вице-президента Национальной алкогольной ассоциации РФ Вячеслава Албу, около 90 процентов грузинского вина "Киндзмараули", продающегося на нашем рынке, - откровенная подделка. Достаточно сказать, что в Грузии можно произвести в год максимум 600 тысяч бутылок вина этого сорта, тогда как на российских прилавках продается более 5 миллионов бутылок напитка. Ситуация с грузинской минералкой не лучше. Эксперты из Роспатента оценивают оборот поддельной минеральной воды на нашем рынке внушительной цифрой в 100 миллиардов рублей. По некоторым оценкам, отечественный "серый" рынок контролирует до 60 процентов розничных продаж. Самые ходовые поделки - популярные "Боржоми", "Ессентуки-4", "Ессентуки-17"...
И все же трудно отделаться от ощущения, что на ситуацию с поставками грузинской минералки до времени закрывали глаза, а в нужный момент разыграли как по нотам.
Особенную пикантность "боевому эпизоду" придает тот факт, что марка "Боржоми" (а это 10 процентов нашего рынка по минеральной и питьевой воде) принадлежит компании GG&MW, которой владеют скандально известные бизнесмены Борис Березовский и Бадри Патаркацишвили. А их, как известно, в Кремле не жалуют. Получается, кроме полезного (показать место Грузии, позволившей себе ряд антироссийских выпадов), кремлевская администрация позволила себе и приятную мелочь - подложить свинью давним политическим оппонентам.
Остается добавить, что дешевые вина уже исчезли из торговли. Теперь надо ждать, что подорожает минеральная вода.
МЕЖДУ ТЕМ
Разговор об ограничении поставок грузинского и молдавского вина в Россию вчера поднял Владимир Путин на совещании с ключевыми министрами. Президент попросил главу Минздравсоцразвития дать оценку сложившейся сегодня ситуации с запретом на поставки вин из Молдавии и Грузии.
Михаил Зурабов оценил качество самого вина, которое поступает из этих стран в Россию, как "весьма и весьма неудовлетворительное". Поэтому поставлена задача: добиться от молдавских и грузинских коллег, чтобы во время выращивания винограда и производства вина использовались "только разрешенные ядохимикаты и технологии". Такие требования, по словам Зурабова, предъявляются к винодельческой продукции из всех стран. Однако пока объем некачественной продукции он считает "достаточно высоким". Поэтому соответствующий контроль и ограничение оборота не соответствующих требованиям алкогольных напитков как иностранного, так и отечественного производства будут ужесточаться.