ВЕРТИКАЛЬ И БУКВА ЗАКОНА

На днях Конституционный суд России подтвердил право президента РФ отстранять от должности глав регионов, а также право федерального законодателя распускать региональные парламенты. Кроме того, КС признал право главы государства на временное отстранение от исполнения обязанностей руководителей субъектов Федерации в случае возбуждения против них уголовных дел по обвинению в тяжких или особо тяжких преступлениях.

Тем самым была поставлена точка в вопросе о том, соответствует ли Конституции ряд положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ".
Два года назад этот законопроект вызвал бурю негодования среди глав республик и губернаторов. Кремль обвиняли в покушении на право граждан избирать и быть избранными, в разрушении федеративного устройства и нарушении Конституции страны... В результате в Конституционный суд были направлены три запроса - от президента Чувашии Николая Федорова, от Госсовета Республики Адыгея и Государственного собрания Республики Саха (Якутия). Николай Федоров, правда, впоследствии отозвал свой запрос. Заявители оспаривали, в частности, те нормы нового закона, которыми оговаривается возможность досрочного прекращения полномочий законодательного органа государственной власти и отстранения от должности глав субъектов РФ. Признав за президентом России право контроля за всеми органами государственной власти, включая выборные, Конституционный суд, однако, обусловил его существенными ограничениями. Так, например, отс-транить главу региона от должности можно лишь после соответствующих решений как минимум трех судебных инстанций, включая КС. Но даже если окончательная инстанция - Конституционный суд - признает какой-либо нормативный акт в региональном законодательстве не соответствующим Конституции, надо будет еще доказать, что представители региональных властей сознательно не выполнили первоначальное решение суда. Должен быть также доказан "конституционно значимый характер нарушений". Таким образом, все эти "меры устрашения" для глав регионов носят скорее превентивный характер.
Комментируя в беседе с журналистами данное постановление, полномочный представитель президента в КС Михаил Митюков заявил, что оно "достаточно мотивированно и обоснованно", поскольку "лишит некоторых возможности шалить, нарушая федеральное законодательство, и будет способствовать созданию стабильной правовой системы, укреплению федерализма".
Аналогичные высказывания прозвучали в обеих палатах Федерального Собрания. Так, глава Комитета по конституционному законодательству Совета Федерации Юрий Шарандин считает решение КС "логичным и справедливым". В комментарии для "Труда" он обратил внимание на то, что в постановлении оговорены сроки приведения в соответствие с федеральным законодательством противоречащих ему региональных нормативных актов - до полугода и более. Таким образом, у местных законодателей и глав регионов есть достаточно времени, чтобы на основании постановления суда исправить эти упущения, считает сенатор. "А то, что юрисдикция части не может быть больше юрисдикции целого, - это однозначно и обсуждению не подлежит", - подчеркнул юрист Шарандин.
По словам заместителя председателя думского Комитета по государственному строительству депутата Сергея Попова, постановлением "подведена черта под давним спором о том, что следует делать, если на местах принимают законы, противоречащие федеральным". Теперь, считает Попов, "правоприменители в субъектах РФ не будут "дергаться" между федеральным законодательством и противоречащими ему законами региона".
Подобной же точки зрения придерживается председатель КС Марат Баглай, заявивший, что "должны быть меры воздействия" на субъекты РФ в том случае, "когда они нарушают единое конституционное правовое поле и принимают законы, не соответствующие федеральной Конституции". При этом он подчеркнул, что данное постановление никак не ущемляет в правах глав субъектов РФ. "Такой задачи не ставит ни президент, ни Федеральное Собрание, ни Конституционный суд", - сказал М. Баглай. ...Что ж, "вертикаль власти" обретает завершенный вид.