АЛЛО! ВЫ НАС СЛЫШИТЕ...

"Уважаемая редакция! Руководители Московской городской телефонной сети в последнее время через

"Уважаемая редакция! Руководители Московской городской телефонной сети в последнее время через различные СМИ вновь пытаются убедить власть и самих абонентов в необходимости скорейшего введения повременной оплаты за местные телефонные разговоры, а также дальнейшего повышения абонентской платы в Москве. Причем в качестве главного аргумента выставляется необходимость привлечения дополнительных средств на развитие телефонной сети. Как бывший работник МГТС, владеющий некоторой информацией, хочу вас уверить, что денег у столичных телефонистов и ныне более чем достаточно для достижения декларируемых целей. Весь вопрос лишь в том, как и куда эти деньги тратятся. За годы работы в МГТС и в последнее время на Филевском телефонном узле я видел реальную обстановку на телефонных узлах, откуда берутся прибыли и одновременно как транжирятся средства... "
Такое письмо редакция "Труда" получила от москвича Александра Круглова, бывшего сотрудника МГТС. К письму прилагалось множество подтверждающих отчетов, справок и счетов (в ксерокопиях). Но прежде чем привести хотя бы малую долю этих данных, попробуем взглянуть на проблему телефонной "повременки" с более общих позиций.
О введении ее в Москве говорят уже давно. Тем более что, по утверждениям руководителей МГТС, в техническом плане у связистов все готово: необходимая аппаратура установлена, а предприятия и учреждения столицы переведены на повременный учет телефонных разговоров. Очередь - за населением, которое, увы, только "портит показатели" связистам: разговаривает много, а платит мало.
Еще три года назад на специальных слушаниях в Московской городской Думе ратовавший за введение "повременки" заместитель генерального директора ОАО МГТС Семен Рабовский докладывал депутатам, что абонентская плата за квартирный телефон не покрывает и половины расходов компании, ибо составляет лишь 20 рублей в месяц. Хуже того, жаловался телефонный начальник, с учетом большого количества льготников (1100 тысяч из примерно трех миллионов квартирных телефонов) средняя плата за каждый квартирный телефон составляет всего 16 рублей в месяц. При себестоимости 40 рублей!
Выход Рабовский видел в повышении абонентской платы до 30 рублей в месяц, которыми заранее оплачивались бы 650 минут разговора (по его словам, это "значительно больше, чем существующее среднее время загруженности линий"). А далее - "повременка".
С тех пор многое изменилось, и прежде всего - телефонные тарифы. Если раньше МГТС действительно зарабатывала на квартирных телефонах лишь 48 млн. рублей в месяц, а тратила на их обслуживание 120 млн. рублей, то теперь, при нынешнем тарифе в 50 рублей, доходы МГТС (с учетом потерь на льготы) составляют те самые искомые 120 млн. рублей. Правда, связисты уверяют, что себестоимость тоже подросла и в декабре прошлого года она составляла уже примерно 59 рублей в месяц. Но к концу нынешнего года МГТС намерена повысить абонентскую плату до 75 рублей - доходы возрастут как минимум до 200 млн. рублей ежемесячно.
А им все мало, и даже в планах введения "повременки" в Москве число "бесплатных минут" уже сократилось с 650 до 613 в месяц...
При этом как раньше, так и теперь связисты стараются убедить нас, что ввод повременной оплаты не станет для них средством извлечения сверхприбылей, а лишь позволит установить "социально справедливый метод распределения финансовой нагрузки на население". Проще говоря, они хотят, чтобы своими доходами с МГТС поделились коммерсанты, "работающие на дому". Связисты уверяют, что сегодня до 20 процентов клиентов телефонных сетей используют "почти бесплатную связь" исключительно в коммерческих целях. То есть МГТС хочет стать неким дополнительным и абсолютно противозаконным "налоговым ведомством".
Но есть у них и еще одна более опасная задумка: покуситься на пользователей Интернета. Не буду называть провайдера, который берет с меня 20 долларов в месяц, предоставляя за это 50 часов "дневного" подсоединения к сети, а также неограниченное количество ночных часов: с 2 ночи до 10 утра. С введением "повременки" мои расходы на Интернет вырастут еще на 300 рублей за дневное подключение к сети, а ночное теоретически обойдется аж в 1440 рублей (хотя это, конечно, максимальная цифра).
А ведь я пользуюсь услугами самого дешевого провайдера, к которому подключается огромное количество студентов, школьников - того самого "будущего" нашей страны, о котором, казалось бы, мы обязаны заботиться в первую очередь.
В США с прошлого года "повременка" просто-напросто запрещена законом - по крайней мере для пользователей Интернета. А страны Европейского союза принимают законы, облегчающие доступ пользователей в Интернет, и готовятся к повсеместному отказу от "повременки". И, наоборот, введенная в Латвии повременная оплата телефонных разговоров практически парализовала там всякое развитие интернет-технологий...
А теперь вернемся к письму Александра Круглова, считающего, что московские телефонисты и без всякой "повременки" зарабатывают на нас более чем достаточно.
"По сведениям, полученным мною от бухгалтерии Филевского телефонного узла, только за 9 месяцев 2000 года доходы от услуг связи организациям и населению составили 331 миллион рублей, при этом валовая прибыль (!) составила 155 млн. 196 тыс. рублей. Чистая прибыль - 95 млн. 222 тыс. рублей".
И это без всякой "повременки"! Прибыль, по данным, приведенным А. Кругловым, могла быть и побольше, если бы не некоторые "дополнительные" расходы, на которые идет руководство узла. В частности, только ежемесячные расходы на легковой транспорт (в основном иномарки), предоставляемый частными фирмами, превышают 2 миллиона рублей. Или, например, за три последних года руководство узла трижды меняло месторасположение своего офиса - с последующим просто "барским" ремонтом, устройством "помещений для отдыха", персональной сауны... Естественно, все руководящие сотрудники и "приближенный круг" снабжены сотовыми телефонами, которыми пользуются (за казенный счет) не только круглосуточно, но и в отпуске, включая загранпоездки.
В то же самое время материально-технические ценности, имеющиеся на узле, частенько растранжириваются. В частности, не произведена индексация запаса материалов, приобретенных еще до либерализации цен, нередко эти материалы реализуются частным организациям и населению по заниженной цене...
Впрочем, хватит цитирований - тем более что материалы о "прегрешениях" руководства узла (12 машинописных страниц, не считая приложений) направлены и в городскую прокуратуру, и в Департамент регулирования деятельности естественных монополий в области связи Министерства по антимонопольной политике РФ. Газету в данном случае интересует иное: если рядовой московский телефонный узел способен не только сверхприбыльно работать, но и очень небедно существовать без всякой "повременки", то кто мешает ему (и ОАО МГТС в целом) заниматься реконструкцией и развитием телефонного хозяйства города, не покушаясь на информационные права и свободы жителей столицы?
Завтра состоится митинг противников "повременки"