МАТРИАРХАТ НА "ТИХОМ ДОНУ"

Французы были приятно удивлены. Негромко переговариваясь, разглядывали купе, восхищенно кивая головой. Уже когда мы познакомились поближе, Сандра и Ален Поннэ признались, что таким в их представлении остался знаменитый "Восточный экспресс", известный россиянину благодаря роману Агаты Кристи и кинофильму с Питером Устиновым в роли Эркюля Пуаро.

Вагон "Тихого Дона" был чист, уютен и благороден. Темные шторы на деревянных карнизах придавали интимность интерьеру, а коричневый флок обивки диванов располагал к отдыху и приятному путешествию. Это радовало иностранных пассажиров, которым предстояло в пути скоротать почти сутки. Единственное, чего они никак не могли представить, - наличия в каждом вагоне проводницы. Даже двух. В Европе, с ее небольшими расстояниями и достаточно высокими скоростями движения поездов, это было в диковинку. Но вот сервис и вагонный, и ресторанный заграничным гостям пришелся по душе.
"Тихий Дон" - и впрямь прекрасный поезд. С одной маленькой особенностью - на нем работают только женские бригады. Из шести начальников поездов мужчина лишь один. И за все время эксплуатации фирменных составов ни разу не возникла ситуация, при которой женщина бы спасовала.
- Наоборот, - с жаром доказывал заместитель начальника Северо-Кавказской магистрали Василий Дубовик, - женщина - начальник поезда гораздо быстрее находит общий язык с ремонтными бригадами, чем самый технически подкованный мужчина. Видимо, сказывается извечное чутье прекрасной половины человечества на поведение в сложных ситуациях. А по части вагонного уюта - тут наши девчата непревзойденные мастерицы.
Василий Васильевич стопроцентно прав. Когда проводница в нарядном темно-синем платье с кокетливым белым передничком приносит чай или кофе, напиток кажется вдвойне вкусным.
Женские бригады "Тихого Дона" формировались с самого начала поездок фирменного поезда. И отбирались туда кандидатки не только по внешним данным (хотя чего греха таить, пассажиру приятнее видеть стройную, симпатичную проводницу), но и по квалификации. Потому что каждая поездка для них становится своего рода испытанием.
- Все, кого принимаем на "Тихий Дон", - говорит Дубовик, - знают, что наши требования к поездной бригаде очень жесткие. Поезд фирменный, в каком-то смысле он олицетворяет собою всю дорогу, и мы не можем терпеть, чтобы пассажиры сетовали на сервис. Нам проще отделаться от нерадивого проводника, благо сегодня резерв большой, выбрать есть из кого. Немного жестко, но это необходимо. Пассажир - уважаемое лицо на транспорте.
Лица, конечно, бывают разные. Мне пришлось наблюдать, как начальник поезда Елена Мельникова в одной из поездок за все время ни разу не сомкнула глаз. То ревизоры с проверкой подсядут, то не в меру расшалившийся пассажир вдруг решит помочь старушкам-богомолкам, усаживая их (без билета) в спальный вагон... И всякий раз действовать начальнику приходилось быстро и решительно.
Женщины в бригадах, обслуживающих "курортный" маршрут, гостеприимны и уважительны к порядочному пассажиру. Что же касается нарушителей, то для них и резкое слово найдется. А не подействует, то и к наряду транспортной милиции, сопровождающему фирменные составы, можно обратиться.
...Французы ехали на свадьбу к своему соотечественнику. Влюбился тот в ростовчанку, и свадьбу решили играть на Дону. Широко, по-казачьи. И гостеприимство иностранцы ощутили уже в поезде. Хотели было записать благодарность в журнал, да усомнились: вдруг это может быть не так истолковано? Но прощались с проводниками нашего вагона тепло и приглашали к себе в гости.
Я вышел на залитый солнцем перрон вокзала в Ростове, немного сожалея о том, как быстро пролетели часы поездки.