РУБЕЖ НА БУГЕ

Основная часть краткого визита Владимира Путина в Минске прошла за закрытыми дверями, и конкретное содержание разговора российского лидера с президентом Белоруссии Александром Лукашенко широкой публике осталось неизвестным. Оно и понятно. Легко догадаться, что главную часть беседы стороны посвятили такой деликатной и не предназначенной для посторонних ушей политической материи, как военное сотрудничество.

Эта тема в отношениях России со своим ближайшим союзником и партнером стала особенно острой после внезапного для многих заявления Александра Лукашенко, сделанного 11 апреля в ежегодном послании парламенту. Речь шла о якобы согласованном с Москвой плане создания мощной совместной военной группировки "численностью в 300 тысяч штыков". Таков, по словам Александра Григорьевича, будет современный "наш ответ Чемберлену" - планам расширения НАТО на восток и жесткой позиции Запада, ожесточенно критикующего Россию за войну в Чечне. По словам Лукашенко, вопрос настолько проработан, что в ходе визита российского лидера в Минск стороны намеревались обсудить даже конкретную структуру будущей военной группировки...
Наверное, в этом вопросе стоило быть поточнее. После речи президента осталось столько простора для самых смелых фантазий, что некоторые посчитали, что Россия готова ввести свои войска на территорию суверенной Белоруссии. Численность такого контингента вычислялась легко. Белорусская армия имеет 98 тысяч солдат, офицеров и гражданских специалистов. Общая численность нашего союзного кулака на Буге, по словам Лукашенко, - 300 тысяч штыков. Стало быть, рассудили некоторые, недостающие 200 тысяч бойцов Россия уже чуть ли не готова погрузить в эшелоны. В частности, сильно испугался один из лидеров белорусской оппозиции Семен Шарецкий, ныне проживающий в Вильнюсе. По его мнению, все это означает "что территория Белоруссии будет оккупирована огромной армией иностранного государства". Не задержался с реакцией и госдепартамент США, в ответ принявший резкую резолюцию по социально-политической обстановке в Белоруссии.
В действительности все эти страсти надуманы, ибо во всполошившем многих заявлении по большому счету ничего нового нет. О создании объединенной региональной группировки войск России и Белоруссии давно известно. В ее состав с нашей стороны включены некоторые части и соединения Московского военного округа, который после развала СССР стал приграничным. Однако это не предусматривает никаких передислокаций. Как сообщил командующий Московским военным округом генерал-полковник Игорь Пузанов, пока лишь согласовываются планы совместных действий на случай отражения агрессии против союзных государств. В частности, именно эти оперативно-стратегические вопросы вместе с белорусскими военными отрабатывались на прошлогодних войсковых учениях "Запад-99". По мнению генерал-полковника Пузанова, необходимость таких военно-политических шагов вызвана "выходом войск НАТО на границу с Белоруссией". Командующий подчеркнул, что вопросы создания региональной группировки давно оформлены и в настоящее время идет их "детализация". Можно вспомнить, что наши военные давно сотрудничают с белорусами и в области обеспечения совместной противовоздушной обороны. Идет обмен соответствующей информацией между командными пунктами, а части и подразделения ПВО обоих армий заступают на боевое дежурство по единому плану.
Можно вспомнить и то, что в белорусском городе Барановичи достраивается крайне необходимая для России станция предупреждения о ракетном нападении. Она призвана заменить те, что остались в Прибалтики и в Украине.
Все это, бесспорно, не ущемляет ничей суверенитет и продиктовано лишь законным правом России и Белоруссии парировать потенциальные угрозы, возникшие после появления у наших рубежей мощной военной машины Североатлантического альянса. Понятно, что в одиночку найти достойный "ответ НАТО" было бы сложнее. Россия от этого сотрудничества только выигрывает. По мнению бывшего секретаря Совета безопасности РФ Андрея Кокошина, заявление Лукашенко о возможности углубления военного сотрудничества с нашей страной можно только приветствовать. Для Москвы речь идет о своего рода воссоздании Белорусского военного округа. А на сегодня это мощная прибавка к боевому потенциалу российских Вооруженных сил. Ведь в белорусской армии на сегодня в резерве числятся 2 миллиона 115 тысяч человек. На вооружении 1800 танков Т-72Б, 2600 бронетранспортеров БТР-80 и боевых машин пехоты БМП-2, 1615 артиллерийских систем, 260 боевых самолетов Су-25, Су-27, МиГ-29.
Так что именно на столько возрастет объединенная военная мощь российско-белорусского союза, когда группировка станет реальной силой.