Весенний репортаж из мастерской головных уборов
Где покупают шляпы Михаил Боярский, Эдита Пьеха и другие поклонники этого вида головных уборов? Что мастера могут противопоставить натиску безликих вязаных шапок и капюшонов? И как отличить настоящую вещь от бездушной поделки? За ответом наш репортер отправилась к маэстро шляпного искусства — бывшему инженеру-конструктору оборонного предприятия.
Встретить свою шляпку трудно. Женщины меня поймут. Есть, правда, лики, прямо созданные для ношения шляпок, но это скорее исключение из правил. Мучения в магазинах головных уборов обычно заканчиваются для меня полным фиаско: ухожу без покупки. Но этот визит к маэстро шляпного искусства позволил взглянуть на проблему с оптимизмом.
В глубине дворов на Малоохтинском проспекте фабрику-магазин «Головные уборы Татьяны Тараскиной» найти непросто: от ближайшей станции метро — ни указателя, ни объявлений. А жаль. Во все эпохи эта продукция была популярна среди питерских дам. Теперь же налицо спад покупательского спроса: капюшоны да вязаные шапки вытесняют шляпку. Но она не сдается!
«У нас раньше были пустые полки, а сейчас короба с готовым товаром стоят в коридоре», — признается основательница шляпного производства. Два года назад фабрика Тараскиной производила ежемесячно по 1,3 тысячи шляп — и все продавала. Сейчас модистки изготавливают по 350 штук в месяц.
Татьяна Степановна считает, что в Петербурге у нее конкурентов нет, а в Москве — лишь две достойные фирмы. Хотя в столице все больше китайской продукции. Из города на Неве, по словам Тараскиной, наши шляпники этот ширпотреб вытеснили и теперь присматриваются к соседней Финляндии: «Плохие шляпы у них. Вот мы и планируем организовать поставки. Почему бы нет?» Прежде внутренний спрос не требовал от модельера усилий по завоеванию соседних рынков, но теперь, похоже, придется поработать локтями.
Вообще-то Татьяна Тараскина, когда-то инженер-конструктор оборонного предприятия, всем все уже доказала. Она 15 лет назад на свой страх и риск организовала собственное шляпное производство, а теперь в ее активе — победы на конкурсах, выставках и смотрах, признание самого Вячеслава Зайцева. Фирму знают и ценят в разных уголках России. Такого правильного, грамотно организованного производства головных уборов на все сезоны найти трудно. Как и мастеров.
Вот, например, Кира Дмитриева работает модисткой уже 40 лет. И ремесло ей не надоело: «Модели постоянно меняются, заказчицы просят сделать что-то индивидуальное, так что скучать некогда». Дмитриева — одна из тех, кто пришел сюда из производственного объединения по пошиву головных уборов «Ладога», закрывшегося 10 лет назад. Теперь навыки и технологически выверенные процессы предыдущих поколений мастеров сосредоточены на фабрике Татьяны Тараскиной.
«Это штучная работа, доступна только модисткам самой высокой квалификации. Если шляпка в серии, то повторять отделку по выкройкам, чтобы ни на миллиметр не отойти от образца. А есть и вовсе эксклюзивная работа. Тенденцию задаю я, а худсовет обсуждает детали», — рассказывает Тараскина.
Всего в ассортименте около двух сотен моделей головных уборов. Здесь выбирают шляпы Эдита Пьеха и Михаил Боярский, бортпроводницы авиакомпаний и скоростных поездов. Правда, цены на продукцию поднялись из-за сырья, которое приходится покупать за границей: велюр из Чехии, меринос португальский...
«На непокрытую голову ангел не садится, — Тараскина говорит афоризмами. — Дело не только в моде. Шляпка — это ваше здоровье...»
А капюшоны разве не спасают положение?
«Капюшоны? Уши-то открыты. Женщинам после 40 вязаную шапку надевать как-то несерьезно. Фетр не старит — он украшает. Велюр очень теплый, это же пух кролика. В самый высококачественный добавляют еще пух песца. И шляпа становится шелковистая, плотная, красивая. Мы также пользуемся мериносом — это тонкорунная шерсть очень хорошего качества.
От создания эскиза до финального внешнего декора производство шляпы занимает около суток. Заготовку прогревают сухим паром, проклеивают и вручную прессуют по специальной деревянной форме, снова несколько часов просушивают. Наконец, подбирают внешний декор и закрепляют подкладку из вискозы или шелка».
Модельер поделилась секретом правильного выбора головного убора. «Хотите узнать, качественная шляпа перед вами или плохая? Переворачиваете и смотрите: в хорошей шляпе с полями не должно быть подкладки. Потому что тогда видно, что клей, который держит форму, втерт правильно, здесь все чисто, гигиенично. Если шляпа сложная, с украшениями, тогда, чтобы не было видно ниток, ставится подкладка. Но смотрите, как она вшита: стежков на подкладке не должно быть ни одного».
Головной убор завершает образ женщины. «Я называю это шляпотерапией: женщина приходит, бывает, в подавленном состоянии, а уходит окрыленной. Всем хочется быть яркими, но в Петербурге традиционно предпочитают сдержанный стиль. А я всем советую теплые шляпки, которые закрывают уши. В нашем климате без шляпы нельзя», — уверяет директор фабрики.
Впрочем, это совет не только тем, кто гуляет по брегам Невы. У нас на большей части России климат очень даже «шляпный»...
На прощание мне предложили примерить приглянувшиеся модели. Чем ваш корреспондент не преминула воспользоваться. И лично убедилась: все дело — в шляпке!