Дело было вечером, спорить было не о чем

Как правило, герои сериалов имеют какую-то профессию. Интересно, какой род деятельности предпочитают отечественные сценаристы?

Герои сериалов влюбляются, изменяют, бывает, даже убивают и после этого сидят в тюрьме, одалживают деньги и не отдают, покоряют столицу, проявляют принципиальность или идут на компромисс: Разными житейскими делами занимаются, словом. Но при этом большинство из них все же имеет какую-то профессию. Первую или вторую древнейшую, например. Или, наоборот, новейшую. Какие-нибудь там IT. Словом, экранные персонажи, как правило, заняты определенным видом труда. Но вот интересно, какой род деятельности предпочитают отечественные сценаристы?

В начале марта исследовательская компания KVG Research опубликовала отчет, посвященный производству сериалов и телефильмов для российского телевидения в 2015 году. Из него, в частности, можно узнать, что в отчетный период на разной стадии производства находилось 850 (!) сериалов, что на 10% больше, чем в предыдущем году. Казалось бы, это ли не повод для оптимизма! Но в указанной цифре есть засада, кроющаяся за словосочетанием «разные стадии». Дело в том, что многие из проектов пребывают в зачаточном состоянии, а вот доля тех, что активно снимаются или находятся на этапе завершения, уже в первом квартале прошлого года по сравнению с позапрошлым упала на 20%.

Есть в докладе и другие любопытные цифры, но мы сегодня обратим внимание на раздел, в котором речь идет о доле присутствия героев той или иной профессии в общей массе художественной телевизионной продукции.

«Труд» не раз писал о том, что в российском сериальном пространстве существует доминирование «силовых» жанров. Налицо явный перебор с убийствами и их раскрытиями. За примерами далеко ходить не надо. Возьмем хоть 18 марта, то есть день выхода в свет этого номера газеты. На «России 1», разумеется, продолжаются «Тайны следствия». Утро на НТВ начинается с «Возвращения Мухтара — 2» и продолжается сериалом «Москва. Три вокзала». И там и там главные герои — полицейские. Днем эстафету продолжат «Улицы разбитых фонарей». Профессия центральных персонажей — та же. Вечер зрителям предстоит провести с «Морскими дьяволами» (здесь тоже люди в погонах, но вот только носят они их редко, поскольку являются боевыми пловцами ВМФ). А ночь — с «Хмуровым», заглавный герой в котором хоть и в отставке уже, но все равно «человек в погонах». «Пятый канал» на протяжении нескольких часов будет показывать сериал «След». Там действуют сотрудники некоего секретного подразделения экспертов. Герои «Детективов», которые появляются на экране за «Следом», — частные сыщики. Есть еще «Любопытная Варвара» на «ТВ-Центре», где преступления раскрывает пенсионерка, начитавшаяся Агаты Кристи. И это далеко не все.

А теперь обратимся к цифрам. Они же свидетельствуют о том, что доля сотрудников правоохранительных органов среди героев телевизионного контента постоянно сокращается. В 2015 году она составила 16,9%, тогда как в 2014 и 2013 годах была 20% и 25% соответственно. Снизилось и количество проектов о военных и сотрудниках спецслужб с 11% в 2014 году до 8,7% в 2015-м.

А вот в каком количестве присутствуют в эфире люди других профессий. Работники сферы услуг и производства — 8,9% (к таковым, вероятно, можно отнести персонажей «Кухни»). Бизнесмены, менеджеры, офисные служащие — 8%. Дети, молодежь, студенты — 7,4%. Врачи, медицинские работники, психоаналитики — 5,7%. Хотя в отношении этой позиции создается ощущение, что ее доля значительно больше. Про врачей у нас снимают очень много, одни «Интерны» чего стоят.

Далее по убывающей. Звезды эстрады, люди искусства, спортсмены — 5,5%. Можно предположить, что первые две категории представляют в основном байопики. Только за последнее время мы увидели на экране Ободзинского и Гурченко. Теперь вот Збарскую показывают. Кстати, очень сильный сериал с хорошо подобранными типажами и удачным саундтреком.

Потом в списке появляются учителя, преподаватели и ученые — 3,9%. Это, конечно, немного. Но, может, оно и к лучшему. Тут вот Ассоциация молодых учителей России направила производителям кинематографического и телевизионного контента открытое письмо, в котором сначала сказано много правильных слов о роли педагогов в процессе формирования молодого поколения, а потом высказана критика: мастера экрана, мол, светлый образ учителя не то что не воспевают, а, наоборот, всячески очерняют. В пример приводятся сериалы «Школа» и «Физрук», а также фильм «Географ глобус пропил». Не поспоришь, учителя в названных произведениях — это вам не герой Тихонова из «Доживем до понедельника». С другой стороны, подобные же гневные письма могли бы написать представители и других профессий. Разве, например, наших «ментов», вечно квасящих и применяющих нетрадиционные методы следствия, можно назвать образцовыми полицейскими?

Продолжим. Криминалитет и заключенные — 3,8%. Не думаю, что этот род занятий можно с полным правом назвать профессией. Но уж коль скоро на экране указанные герои только и делают, что нарушают закон или сидят, выходит, на данный момент это их единственная сфера деятельности.

Потом в списке появляются писатели и журналисты — 3,6%, домохозяйки и безработные — 3,5%, главы государств и политики — 1,3%. Другие профессии составляют 4,5%. Но самая большая доля телевизионных героев — 18,7% — числится под грифом «нет данных». Это, видимо, тот случай, когда смотришь серию за серией, но так и не можешь понять, чем же по жизни занимаются герои этих, с позволения сказать, художественных произведений.

Так что герои разные нужны, герои разные важны. В том числе и производители сериалов.