Крым и Севастополь вошли в состав России
Что бы еще ни случилось в этом месяце, он навсегда останется в нашей истории, а про день 18 марта 2014-го можно с гордостью сказать: мы видели, как Россия впервые за почти 70 лет приросла людьми и территорией, причем не за счет завоеваний, а благодаря демократической процедуре.
Вчера после обращения президента РФ Владимира Путина к Федеральному собранию и подписания договоров с руководителями Республики Крым и города Севастополь наша страна официально пополнилась новыми субъектами Федерации.
Вспомним, что последний раз географические очертания страны изменились в большую сторону осенью 1945-го, когда после разгрома японцев на Дальнем Востоке южная часть острова Сахалин и несколько островов Курильской гряды снова стали нашей территорией. С тех пор Россия только теряла. До вчерашнего дня, до 18 марта.
Телетрансляция этого события из Кремля наверняка побила все мыслимые рейтинговые рекорды. Мы много раз видели на экране важные мероприятия в Георгиевском зале Кремля, слышали множество правильных слов высокого государственного звучания, но вряд ли кто припомнит такую атмосферу подлинного торжества и душевности, которая царила вчера в этом зале. И те, кто был в этот час в Кремле, и те, кто смотрел телетрансляцию или слушал радио, не могли не почувствовать всей важности, исторического значения момента — и в то же время неподдельного, теплого ощущения долгожданной встречи. Что уж говорить о крымских гостях, которых просто распирало от радости и гордости — это были лица людей, вернувшихся после долгой разлуки в свой родной дом. Во время речи Владимира Путина зал взрывался аплодисментами 33 раза. Несколько раз слушатели непроизвольно вскакивали с мест, а некоторые гости даже совсем не протокольно обнимались.
Да, свершилось! Несмотря на беспрецедентное давление, угрозы и откровенную истерику оппонентов, Крым снова стал русским. И этот факт одобряют прежде всего те, кого он больше всех на этой земле касается: подавляющее большинство россиян и подавляющее большинство жителей многонационального Крыма. Впрочем, теперь мы все составляем одно целое.
Думаю, речь Путина от 18 марта 2014 года будут изучать в учебниках истории, а пока по горячим следам остановимся на ее ключевых моментах.
С самого начала президент задал тональность братства, когда обратился к представителям Крыма как к гражданам России. В этот момент было видно, какие чувства переполняют главу парламента Крыма, премьер-министра и мэра Севастополя. Президент отметил, что крымский референдум показал «предельно убедительные» цифры. Он напомнил, что такое Крым для России — земля, где повсюду могилы наших воинов, где находится наш флот. При этом Путин особо подчеркнул: «Крым — это уникальный сплав культур и традиций разных народов. И этим он так похож на большую Россию, где в течение веков не исчез, не растворился ни один этнос». Президент сказал о крымских татарах, которые насильственно выселялись из Крыма, страдали от репрессий, как и многие народы. Очень важным было заявление Путина о том, что в Крыму должно быть три равноправных государственных языка: русский, украинский и крымско-татарский.
Не обошел глава России и выкрутасы истории, с которыми формировалась территория нынешней Украины, куда приписывали русские области, но особо цинично был передан в состав УССР полуостров Крым — «кулуарно, междусобойчиком». Остановился на очень важном моменте, когда после развала СССР Россия не стала требовать Крым обратно, потому что люди еще надеялись, что остаются в одном государстве: «Им обещали и общую валюту, и единое экономическое пространство, и общие Вооруженные силы, но все это осталось только обещаниями». В результате «Крым вдруг оказался уже в другом государстве. Вот тогда уже Россия почувствовала, что ее даже не просто обокрали, а ограбили».
Также президент напомнил, как в начале 2000-х Россия пошла на юридическое признание Крыма украинской территорией — лишь бы сохранить хорошие отношения с соседями. Была надежда, что крымчане остаются в лоне развитого демократического государства. Однако за годы самостийности украинская власть, по словам Путина, «достала» людей и опостылела всем. «Менялись президенты, премьеры, депутаты Рады, но не менялось их отношение к своей стране и к своему народу. Они доили Украину, дрались между собой за полномочия, активы и финансовые потоки».
Наконец, на наших глазах в бывшей советской республике произошел государственный переворот, главными исполнителями которого стали националисты, неонацисты, русофобы и антисемиты. Что вышло из этого переворота — мы все увидели. И дальше произошло то, что произошло.
Описывая ситуацию, сложившуюся вокруг Крыма, Путин отметил украинских военных — а их на полуострове почти 22 тысячи, — которые сохранили благоразумие и не стали конфликтовать с крымчанами, решившими добиваться самоопределения. Президент отверг все обвинения в интервенции: «Что-то не припомню из истории ни одного случая, чтобы интервенция проходила без одного-единственного выстрела и без человеческих жертв». Он неоднократно подчеркнул, что Россия не собирается воевать с народом Украины.
Напомнив о лицемерном поведении Запада во время событий в Косово, президент задался вопросом, почему Крым не имеет права на самоопределение. Только потому, что в Косово были жертвы, а в Крыму их удалось предотвратить? Вообще Путин много внимания уделил политике Запада, напомнив о том, как уничтожали Югославию, Ливию, Афганистан и Ирак. Его вывод — жесткий, но основанный на фактах, а не на сладкозвучных речах: по отношению к нам Запад продолжает политику сдерживания, которая проводилась и в XVIII, и в XIX, и в ХХ веке, продолжается и сегодня. «Нас постоянно пытаются загнать в какой-то угол за то, что мы имеем независимую позицию, за то, что ее отстаиваем, за то, что называем вещи своими именами и не лицемерим. Но все имеет свои пределы. И в случае с Украиной наши западные партнеры перешли черту, вели себя грубо, безответственно и непрофессионально».
Собственно, вчерашнее событие и стало знаком того, что дальше мы никому не позволим пересекать эту черту. Выступление Владимира Путина закончилось торжественным подписанием Договора о вхождении Республики Крым и города Севастополь в Российскую Федерацию. Несомненно, это событие будут еще долго обсуждать и комментировать. Нам предстоит еще долго выслушивать обвинения и жалобы со стороны Украины и западных руководителей. Но главное уже случилось: в истории России и полуострова Крым перевернута новая страница. Конечно, впереди много трудностей, много тревог и работы. Но мы с вами со всем этим справимся. Тем более мы стали сильнее.
Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации
— По-моему, мало кто заметил, что референдум в Крыму прошел в знаменательную дату — 70-летие начала освобождения Крыма от немецко-фашистских оккупантов. А сегодняшнее выступление президента России В. В. Путина, окончательно зафиксировавшее сногсшибательные результаты этого референдума, оказалось пока лучшим из подарков, которые я получил в свой день рождения.
Сегодня российское правительство искренне верит, что это разовый шаг, и трепещет от масштаба проблем, связанных с реинтеграцией Крыма. Однако на самом деле это лишь начало процесса воссоединения России, первый шаг возвращения моей Родины в серьезную мировую политику.
Виталий Третьяков, политолог
— Прозвучало то, что ранее на официальном, тем более таком высоком уровне не звучало. Во-первых, что русский народ — самый большой разделенный народ Европы. Во-вторых, что наша страна помогла воссоединиться немецкому народу — ждем от Германии понимания нашего воссоединения. В-третьих, термин «национал-предатели» по отношению к соответствующим людям. И много другого важного и интересного.
Главное — дело сделано, поворота назад не будет. Крым и Севастополь — в составе России.