Господин Вайда, вы обратились к больной теме - гибели тысяч польских офицеров в советском плену в начале Второй мировой войны. Осознавали ли вы, что в России реакция на вашу ленту может быть совсем иной, чем в Польше?
- Конечно. Но я очень хотел, чтобы фильм был показан и у вас. Несмотря на свою жесткость, он ни в коей мере не направлен против России. Лента о преступлении Сталина и его окружения. На самом деле это и преступление против России, ведь офицеры, которых расстрелял НКВД, могли принять участие в войне против фашистов и приблизить победу.
- Концовка вашего фильма леденит душу: в сыром подвале идет расстрел, после чего советские агенты смывают кровь ведрами воды, как это делается на скотобойне.
- Эта сцена стала для меня одной из самых трудных. Не только потому, что мой отец оказался среди тех 22 тысяч расстрелянных польских офицеров, но и потому, что я понимал: ее увидят вдовы и дети погибших. И я старался снять ее, да и весь фильм так, чтобы, с одной стороны, показать, как все было на самом деле, с другой - не причинить боль тем, кто остался в живых.
- Вы ведь долгое время не знали о судьбе отца.
- Да, поскольку имя лейтенанта Якуба Вайды не значилось ни в одном из официальных списков польских воинов, погибших во время Второй мировой. И моя мать питала иллюзии насчет того, что он жив и скоро вернется. В "Катыни" я рассказал и историю моих родителей.
- Что вы помните об отце?
- Я был подростком, и он учил меня ездить верхом. В то время польская армия еще использовала лошадей, как в XIX веке - модернизация вооруженных сил происходила очень медленно. А еще отец учил меня рисовать. Может быть, с этих уроков начался мой интерес к зримым художественным образам, приведший меня в кино.
- Фильм начинается с символической сцены: одни поляки бегут от наступающих гитлеровцев, другие - от красноармейцев, и они сталкиваются друг с другом на мосту. Бежать дальше некуда...
- Я действительно люблю такие символические сцены, мои поклонники это хорошо знают.
- А в другом эпизоде советский солдат снимает польский флаг со здания, рвет его на части и обматывает белым полотнищем ногу, используя ткань вместо портянки. А оставшуюся красную часть как символ коммунизма вешает обратно на здание.
- Это еще один символ того, что независимая Польша стерта с лица земли.
- В одном из интервью вы назвали старую советскую версию событий "Катынской ложью". Вы считаете, что у ее сторонников больше не осталось аргументов?
- По-моему, нет. Долгое время это преступление сваливалось на нацистов. Родственники жертв обращались к властям СССР за разъяснениями, но им не говорили правды. Если честно, я сам не верил, что доживу до времен, когда эта правда зазвучит открыто. Конечно, такое могло случиться только в Польше, вновь ставшей свободным государством. l
О ЧЕМ "КАТЫНЬ"
Фильм Анджея Вайды "Катынь" снят в 2007 году по государственному заказу в рамках общественно-просветительской программы "Катынь-1940. Помню". В ленте пять новелл, сюжетные линии которых связаны друг с другом. В основе каждой новеллы подлинная история. Большая часть действия происходит в 1945 году, когда одни возвращаются в свои дома к мирной жизни, а другие нет... Одну из главных ролей играет российский актер Сергей Гармаш. Его герой - советский офицер, который не приемлет творимой жестокости. Будучи не в силах помешать массовой казни самих пленных, он спасает жену расстрелянного в Катыни поляка. Любопытно, что музыку к картине написал крупнейший польский композитор Кшиштоф Пендерецкий, чьи родные тоже погибли в Катыни.
Фильм "Катынь", как и лента Никиты Михалкова "12", был номинирован Американской киноакадемией на премию "Оскар" за 2007 год. Перед жюри встала сложная дилемма: поддержать ли работу польского режиссера, в которой многими критиками все же улавливается антироссийский акцент, или отдать предпочтение ленте российского постановщика? Было принято соломоново решение: награду отдали малоизвестному австрийскому режиссеру Штефану Рузовицки, чья авантюрная драма "Фальшивомонетчики" тоже рассказывает о Второй мировой войне, но главная тема - холокост.
ДОСЬЕ "ТРУДА"
Анджей Вайда, режиссер
Родился 6 марта 1926 года в Сувалках (Польша). Учился живописи в Академии изобразительных искусств в Кракове, но, не закончив курс, перешел на режиссерский факультет Лодзинской киношколы. В 1954 году Вайда выпустил дебютный фильм "Поколение", ставший культовым. Широкую известность Вайде принес фильм "Канал" (1956), удостоенный нескольких премий, в том числе специального приза на Каннском кинофестивале в 1957 году, положивший начало так называемой "польской школе кино". Еще больший успех имел фильм "Пепел и алмаз" (1958), который открыл публике выдающегося польского актера Збигнева Цибульского. В дальнейшем режиссер касался темы войны в картинах "Летна", "Самсон", "Пейзаж после битвы". Большое место в творчестве Вайды занимают экранизации литературной классики как польской, так и мировой, в том числе русской: "Свадьба", "Сибирская леди Макбет", "Бесы", "Пилат и другие", "Пан Тадеуш". Громкий социальный отклик вызвали ленты Вайды, вышедшие в конце 1970-х - начале 1980-х годов. Это фильмы "Человек из мрамора", "Без наркоза", "Человек из железа", "Дантон". Около 40 лет Вайда интенсивно работает и в театре. Среди поставленных им спектаклей несколько версий "Гамлета", а также "Бесы" и "Преступление и наказание" (по романам Достоевского). Творчество режиссера было отмечено премиями "Сезар", "Феликс". В 2000 году Анджей Вайда получил самую престижную премию "Оскар" за заслуги в кинематографии.