ДЭВИД КРАМЕР: "США ВОВСЕ НЕ ВРАГ РОССИИ"

В ближайшем окружении Кондолизы Райс скоро появится новый человек: ее заместителем, курирующим вопросы прав человека, станет Дэвид Крамер. Сейчас он занимается в Государственном департаменте отношениями с Россией, Белоруссией, Украиной. С Дэвидом Крамером в Вашингтоне беседовал Петр Черемушкин.

- Как вы считаете, насколько сильны в России антиамериканские настроения?
- Мы получаем сообщения о растущих антизападных настроениях в России. Это вызывает обеспокоенность. У нас могут быть разногласия, но это не должно служить оправданием антиамериканской риторики. Ведь мы не враги России. Мы уважаем Россию, ту роль, которую она играет в мире. Мы вместе работаем в таких областях, как борьба с терроризмом и нераспространение оружия массового уничтожения, продвижение мира на Ближнем Востоке и переговоры по КНДР. Последний пример - принятие новой резолюции Совбеза ООН по Ирану. Но у нас есть и разногласия. По Косово, по ДОВСЕ, по системе ПРО. Но ничто из этого не должно приводить к росту антиамериканских настроений.
- Почему США блокируют российские предложения по реформированию ОБСЕ?
- ОБСЕ относится к сфере, в которой у нас, несомненно, есть разногласия. У нас вызывает сожаление, что миссия ОБСЕ не смогла принять участие в наблюдении за российскими парламентскими и президентскими выборами. Надеемся, что в будущем Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ будет позволено работать в России, как это происходит в других странах. В отношении реформирования ОБСЕ мы вполне можем вести дискуссии. Однако существует обеспокоенность, что некоторые страны пытаются ослабить политическую корзину ОБСЕ, делая упор на вопросах безопасности и экономики.
- Пригласят ли США наблюдателей ОБСЕ на свои выборы?
- Да, пригласят. Мы сделали это в прошлом году, сделаем в и нынешнем.
- Как вы оцениваете ситуацию в России с демократическими свободами?
- Мы считаем, что на выборах в Госдуму отсутствовал обязательный элемент состязательности. Но нам также ясно, что победа Дмитрия Медведева на президентских выборах была выбором большинства россиян. Мы хотели бы видеть Россию сильной и стабильной. Мы понимаем, что Россия будет развиваться собственным путем. Другое дело, что у всех демократий есть общие черты. Особенно у стран "большой восьмерки".
Специально для "Труда"