- Действительно путь женщины в политику не усеян розами - он ей заказан. Но мне хотелось перебороть стереотипы. Решение баллотироваться, непременно победить не считаю спонтанным. Мой муж, первый председатель Госсовета Чечни Хусейн Исаев два года назад трагически погиб во время взрыва на стадионе, когда отмечали День Победы. Когда разбирала его вещи, мне попалась на глаза конституция Чеченской республики. У нас в доме столько было разговоров о ней. Мысль представлять мужа в парламенте, продолжить начатое им дело стала неотступной. Тот день, когда я получила мандат депутата, стал переломным в жизни нашей семьи. Как-то все сразу стало на свои места: есть цель, планы, которые надо осуществить.
- А как прошли сами выборы?
- В достаточно острой, напряженной борьбе. Представьте: 8 конкурентов - все известные, именитые в республике люди. Одни восприняли меня в штыки. Но были и те, кто отозвал свою кандидатуру, отдав голоса избирателей мне: помнили моего мужа, его деятельность, что сыграло решающую роль в исходе выборов. Теперь представьте, какой груз ответственности на мне! И вот ведь парадокс женского поведения: победив, я поняла, насколько все серьезно. И, чего греха таить, избранное поприще небезопасно. Меня напрямую и сейчас спрашивают, не страшно ли мне? Не хочу об этом задумываться: тогда действительно будет страшно. Ведь у меня четверо детей, которых самой надо поднимать. Но что-то, а может, и кто-то придает мне силы, укрепляет волю.
- Роза Вахаевна, вы первая (и единственная) женщина-чеченка, занявшая столь высокий пост. Как удается управлять "горячими кавказскими мужчинами"?
- Хотим мы или нет, но кавказской, восточной женщине традиционно отведено место хранительницы домашнего очага, воспитательницы детей. Помните, в фильме "Белое солнце пустыни" у входа в клуб висел транспарант "Женщина - она тоже человек". Так что все имеет место: никто не отнимет у нас заложенной природой сути - быть женщиной, женой, матерью. Это - очень много, но и - мало. Не соперничая с сильной половиной человечества, женщина, вне зависимости от национальной, конфессиональной принадлежности, всегда - опора семьи, союзница мужу. Подставляет ему свое плечо, а порой, как это случилось со мной, старается продолжить дело. А с "горячими кавказскими мужчинами" мне даже проще добиваться решения тех или иных вопросов, которые перед нами сейчас стоят.
- Какие планы предстоит решить депутатам парламента?
- За предстоящие четыре года работы надо принять порядка 5 тысяч законодательных актов. Приступая к депутатским обязанностям, у нас на руках были только конституция Чечни, закон о выборах президента и закон о выборах парламента Чечни. Республика почти полностью выпала из правового поля Российской Федерации, поэтому надо создавать заново всю законодательную базу. О каких-то достижениях говорить более чем рано, но, тем не менее, мы утвердили прокурора, приняли закон о Счетной палате. Мне поручено курировать три комитета: комитет безопасности и силовых структур, комитет по законности и законодательству и социальный комитет. Самым сложным считаю социальный комитет, который должен решать вопросы, связанные с беженцами, развитием здравоохранения, образования, культуры, оказанием помощи незащищенным слоям. Это - старики, дети, молодежь. Представьте, что в 2001 году объем средств комитета молодежи у нас составлял 42 тысячи рублей, это - около 20 копеек на каждого молодого человека. Есть и такая статистика: по различным оценкам, от 32 до 40 тысяч детей потеряли одного из родителей, а от 1 до 6 тысяч - стали полными сиротами. Бьют тревогу врачи: около 80 процентов детей и подростков имеют проблемы неврологического и психоневрологического характера. Все эти проблемы требуют безотлагательного решения.
- Вы возглавляете и фонд, носящий имя вашего мужа.
- Он много внимания уделял материальной поддержке дому престарелых и инвалидов, дому ребенка, реабилитационному центру в Аргуне. И через два месяца после его гибели я занялась организацией благотворительного фонда, который носит имя мужа. Четыре проекта стали основными направлениями деятельности фонда. Это создание современной информационной среды в Чечне, то есть компьютеризация учебных заведений, организация интернет-центров, развитие многопрофильного теле- и радиовещания. Много мероприятий в сфере образования, культуры, спорта... Мне одной весь этот груз было бы невозможно вытянуть, если бы не друзья, соратники мужа.
- На своих детей время остается? Что для вас важнее: карьера или семья?
- Для меня карьера никогда не была самоцелью. Я окончила два факультета Чеченского государственного университета: иностранных языков и юридический. Работала адвокатом в Московской коллегии адвокатов. Сейчас я - государственный человек. И если мне удается что-то сделать, то в первую очередь радуются мои дети. Получается, что мамины "карьерные" удачи так или иначе отражаются на семейном настроении. Следовательно, все идет своим чередом.
Дети гордятся мной. Особо много впечатлений было после моей встречи с президентом Путиным, когда Владимир Владимирович вручал мне посмертную награду мужа - орден Мужества. Я сама тогда ощутила, как он глубоко, не по долгу службы, искренне соболезнует моему горю. У него - сильная, мощная аура, человеческое обаяние. Как женщине, мне в мужчине это импонирует, вселяет уверенность.