- В Алжире вот уже многие годы власти ведут борьбу с моджахедами фундаменталистского толка, - сказал мне известный французский специалист, директор отдела исследований современных криминальных угроз Парижского института криминалистики Ксавье Рофер. - Эти "воины джихада" имеют сторонников в Марокко. В Касабланке, к примеру, половина населения живет в бидонвилях. Там сильны корни "салафизма", который считается версией ислама для бедняков, и террористы чувствуют себя среди них как рыба в воде. Сначала они поддерживали своих "братьев" в Алжире, а затем принялись за подрывные действия непосредственно в Марокко.
В последнем обращении бен Ладена содержится очередной призыв наказать США и их союзников, и Испания там названа конкретно. По нашим подсчетам, аресты сторонников бен Ладена были произведены в 59 странах мира. Приведу такой факт: банковские счета, так или иначе связанные с бен Ладеном, были обнаружены и заблокированы в 139 странах. Когда американцы разогнали режим талибов в Афганистане, активисты исламистского "интернационала" распространились по всему свету, поэтому это была, и я настаиваю на этой формулировке, идиотская акция. Она не привела к обузданию террористов, а наоборот - расширила зоны их операций.
Трудно говорить о "Аль-Каиде" как об организации классического типа, в ней отсутствует иерархическая структура. Это, скорее, множество ячеек и группировок, которые вращаются вокруг бен Ладена и его сообщников. Его слово считается "священным", религиозные декреты - "фатвы" - руководством к действию. Когда бен Ладен призывает наносить удары по "неверным", каждая из этих ячеек, группировок, где бы они ни находились, подготавливает операции на месте. Финансирование осуществляется или за счет пожертвований, или является результатом махинаций с ворованными кредитными карточками, контрабанды и прочих уголовно наказуемых действий.
Что может сделать Евросоюз в борьбе с терроризмом?
Во-первых, теракты в Мадриде со всей очевидностью говорят о том, что об их подготовке компетентные службы ничего не знали. И, во-вторых, антитеррористическое сотрудничество срабатывает, если речь идет об обмене информацией между двумя странами, но когда их больше, оно начинает спотыкаться. Дело в том, что в таком случае спецслужбы не в состоянии контролировать, как используется их информация, а значит, смертельной опасности подвергаются те, кто является ее источником. Необходимо создать в Европе централизованную структуру, которая работала бы 24 часа в сутки, обрабатывая данные и координируя необходимые контрмеры...