ТОТ САМЫЙ ВОЛШЕБНИК

В 1939 году вышла книга "Волшебник Изумрудного города", автором которой был никому тогда не известный писатель Александр Волков, педагог, математик по образованию, занимавшийся переводами. На обороте титула книги Волкова было указано, что это переработка сказки Баума "Мудрец из Страны Оз". Правда, Волков изменил текст повести американского писателя, дописал новые главы. Он послал рукопись Самуилу Яковлевичу Маршаку, тот ее одобрил и передал в издательство. У книги был фантастический успех, автору шли письма ребят с просьбами написать продолжение.

Продолжение появилось не сразу. А в том же 1939 году вышло второе издание книги, затем к началу 1941 года - третье. Только в 1957 году после знакомства Волкова с начинающим художником-иллюстратором Леонидом Владимирским писатель снова обратился к "Волшебнику". И в 1959 году книга вышла с новыми иллюстрациями. Так началась новая жизнь "Волшебника", который с тех пор переиздавался десятки раз. По данным Книжной палаты, в настоящее время тираж книги на русском языке достиг 12 миллионов экземпляров. И главное - интерес к ней не падает.
Парадокс: книжку, на которой выросли многие поколения, знают все, а фамилию автора - подзабыли. Теперь этот пробел будет ликвидирован. По крайней мере в стенах Томского педагогического университета, бывшего Учительского института, в котором в начале прошлого века "грыз гранит знаний" сын крестьянина из Усть-Каменогорска Волков Александр Мелентьевич. Здесь открыт музей писателя.
Открытию музея предшествовал 100-летний юбилей ТГПУ. В честь этого события была выпущена книга "Томский учительский институт: возвращенная история. 1902-1920". Директор исторического музея Татьяна Васильевна Галкина внимательно прочитала книгу и в разделе "выпускники" обратила внимание на фамилиюВолков. "Уж не тот ли самый"? - подумала она и стала наводить справки. Оказалось, что тот.
Прежде чем выйти на внучку Александра Мелентьевича - Калерию Вивиановну, томичам пришлось обращаться с запросами в Союзы художников и писателей, в архивы и прочие инстанции. Обращались и в Московский институт цветных металлов и золота, где Александр Волков работал долгое время доцентом и где учились два его сына - Вивиан и Ромуальд. Автор "Волшебника" был и в жизни настоящим сказочником - он считал, что детям надо давать красивые имена.
Внучка писателя любезно согласилась передать в дар музею семейные фотографии и личные вещи деда. Тем более что с такой просьбой к ней обратились впервые. Очки, письменный прибор, немецкая печатная машинка "Олимпия", на которой печатались "Волшебник Изумрудного города", "Урфин Джюс", "Семь подземных королей", - украсили выставку о выдающемся сказочнике.
Мечта Татьяны Галкиной и ее сподвижников - создать целый комплекс из музея имени Волкова и детского парка. За старым университетским корпусом, в котором располагался бывший учительский институт, планируют воссоздать Изумрудный город с желтой дорожкой к нему. Конечно, музейный комплекс создателя любимых сказок должен быть привлекательным для детей и взрослых. Но дело даже не в этом. Его можно использовать для организации обучения ребятишек уже с раннего возраста. В педагогическом университете при кафедре культурологии и истории работает лаборатория музейной педагогики. Группа студентов-историков получает дополнительную специализацию "Музееведение". У вуза заключены договоры со школами и другими образовательными учреждениями.
Новые экспонаты - Железный Дровосек, Тотошка, Трусливый Лев и Страшила, сделанные руками детей, уже украсили музей. Глядя на них, понимаешь, как жива в нас тяга к волшебству. И как неистребима вера в добро и справедливость, которые пока торжествуют главным образом в сказках.