ИЗ БЕРЛОГИ - НА ВОЛЮ
В очередную пятницу приведите аккумулятор в "боевое состояние": долейте, если требуется, дистиллированной воды в банки, подсоедините на ночь к зарядному устройству, тщательно зачистите клеммы наждачной бумагой. Священнодейство начните субботним утром. Для начала проверьте, хорошо ли натянут ремень генератора, есть ли масло в двигателе, тосол, бензин. Влажные места в моторе протрите и обрызгайте их специальным аэрозолем, который убирает влагу. Особое внимание - трамблеру. Обязательно протрите сухой тряпочкой его крышку. Если после этого двигатель загудел, "прокашлялся" и начал работать, то вам повезло.
Если мотор не подает признаков жизни, не отчаивайтесь - такое случается довольно часто. Особенно с "москвичами". Основная проблема - подача топлива. Подкачайте бензин вручную и заводите. Не получается? Проверьте провода. Как? Просто. Центральный провод снимите и наденьте его на запасную свечку, которая должна быть в идеальном состоянии. Ободок свечи прижмите к корпусу двигателя ("на массу") и крутаните стартер. Искру вы увидите сразу и услышите - тоже: характерное пощелкивание. Если искра "ушла в землю", то зовите мастера. Таким же образом опробуйте и провода, ведущие к свечам. Если барахлят, то выверните свечи и замените их или промойте, вычистите, просушите, прокалите на газовой плите, если нет паяльной лампы. После этих манипуляций двигатель заведется как миленький.
Бывает, что и после таких операций машина не заводится. Можно попробовать завести двигатель буксировкой, но после зимней спячки делать надо это очень осторожно. Сначала прокрутить двигатель на четвертой скорости и на сухой дороге. А перед буксировкой убедитесь, что тормоза у вашей машины "схватывают". Запускать двигатель при буксировке лучше на второй или третьей скоростях.
Двигатель прогрейте на малых оборотах, посмотрите, держит ли он температуру, обороты, давление масла и так далее. Короче говоря, только на приведенном в порядок автомобиле можно сделать несколько кругов вокруг дома, опробовать тормоза, рулевую систему. А перед выездом на субботние, а значит, достаточно свободные улицы, надо обязательно убедиться, что дворники, фары, поворотники, габариты действуют безупречно. Нынешней весной это очень важно.
ПОБЕРЕГИ НЕРВЫ
Именно так. Этой весной автомобилистов сильно напугало родное российское правительство. С 1 марта в правила дорожного движения оно ввело новый перечень неисправностей и условий, запрещающих эксплуатацию автомобиля. Но, как выяснилось, не так страшен черт, как его малюют. Действительно, пресловутый перечень ужесточает ПДД от 1991 года. Но не настолько, чтобы хвататься за голову. Нормальный автомобиль никто не остановит и не отправит на штрафстоянку. Хотя бы потому, что никто не отменил приказ N 329 МВД РФ. А по нему инспектор не вправе тормозить ваш автомобиль без явных нарушений. Остановить вас могут только на стационарном посту и проверить технические узлы и системы, если они включены в перечень и вызывают недоверие к своей исправности. Так что любители грязных автомобилей могут не опасаться на дороге: инспектор вправе, конечно, остановить и заставить протереть стекла, фары. Если же он предложит заплатить штраф, то знайте - перед вами взяточник. Именно так обещает оценивать его действия гибэдэдэшное начальство. Жалуйтесь.
Однако техосмотра новый перечень не отменяет. И вот тут-то его надо внимательно прочитать. На что обратить внимание? Начнем с осветительных приборов. Чего греха таить, порой едешь и не понимаешь, мотоцикл впереди или одноглазый "москвич"?! Приглядитесь, у трети авто барахлят подфарники, ближний свет, тормозные фонари. Отныне на все это при техосмотре и на дорогах инспекторы будут обращать пристальное внимание. А зачем его привлекать, если устранить неисправность - пара пустяков?! Кстати, фары, как и зеркала, должны быть отрегулированы согласно новому ГОСТу, с которым уже познакомились в автосервисах.
Есть дополнительное требование и к двигателю. Если у вашей машины нарушена вентиляция картера, то техосмотр не пройти. То же самое произойдет, если сочатся масло, бензин, тосол, тормозуха, электролит, фенол.
Особое значение при техосмотре приобретают тормозная и рулевая системы. Ведь именно из-за поломок и неисправностей этих механизмов часто происходят аварии. Непонятно, правда, почему на первый план вышла тормозная система, а не рулевая. Без тормозов водитель со стажем еще может управиться с автомобилем и даже довести его до сервиса, а вот без руля, как без ветрил, вряд ли. Впрочем, и то, и другое важно.
Чтобы пройти техосмотр или не быть оштрафованным, автомобилисты, пользующиеся газом, теперь должны регулярно проверять систему и указывать на внешней стороне газового баллона дату последнего и очередного освидетельствования. Есть в перечне и указание на то, что все навесные приспособления - лебедка, механизм подъема, даже "запаска" - должны крепиться по всем правилам и не отваливаться в дороге.
А в остальном все остается по-прежнему. Если вы новичок, то обратитесь к водителю со стажем, он всегда научит, как пройти техосмотр с наименьшими затратами нервов и денег. Но водителям, которые считают себя чуть ли не асами за рулем, не мешает прочитать советы мастера ремонтного дела.
ЧЕМ "БОЛЕЕТ" МАШИНА ВЕСНОЙ?
Рассказывает гость нашей рубрики классный московский автомеханик Сергей АЛЕКСЕЕВ.
В эту пору страдают не только люди, но и автомобили. Неважно, стояли железные кони на приколе или эксплуатировались. Особенно это касается ходовой части, тормозной системы и рулевого управления. Если вы не хотите после нескольких выездов "в свет" иметь неприятности, то обратите внимание вот на что.
Весенние дороги у нас, сами знаете, какие - колдобина на колдобине. Причем некоторые ямы еще и заполнены водой. В них попадают не только лихачи. Даже самые опытные водители, объехав три-четыре выбоины, могут угодить в пятую. Это - наша слесарская статистика. Не случайно сейчас в нашу мастерскую обращаются в основном с авто, у которых вышли из строя части ходовой - сайленблоки, шаровые, опорные подшипники, амортизаторы и так далее. Чаще всего страдает правая сторона автомобиля. И это понятно: левое колесо ближе к водителю. Поэтому и при осмотре надо обращать внимание, прежде всего на правую сторону, хотя и о левой забывать не стоит. "Гуляющие" рычаги ходовой и рулевой систем ни к чему хорошему не приведут. А начать "гулять" они могут не только из-за оттаявших из-под снега колдобин. Весной температурный режим - днем плюс, ночью минус - пагубно воздействует на все резиновые детали. Они трескаются. Для трубок и патрубков это крайне опасно. Никогда не помешает проверить все без исключения шланги тормозной системы и системы охлаждения. Я уже не говорю о замене задних и передних тормозных колодок.
А вообще по весне не надо экономить время и деньги. К нам часто приезжают водители, которые считают себя великими знатоками автомобиля. Обычно они просят заменить ту или иную деталь, а больше ничего не трогать и даже не смотреть. Но мы-то работаем не с завязанными глазами! И когда советуем, кроме тормозных колодок, поменять и сайленблоки, "знаток" обижается, считает: мы "накручиваем", чтобы побольше денег с него взять. Дело порой доходит до "официоза", как мы это называем: заставляем писать расписку, что в случае неприятностей к нам не будет претензий. Очень посоветовал бы всем автолюбителям - прислушивайтесь к знакомым слесарям, механикам. Они плохого не посоветуют.
Есть еще один момент, на который мало кто обращает внимание. Это покупка запчастей и деталей. Сейчас найти можно практически любую запчасть, но вот какого она качества - одному дьяволу известно. Будьте внимательны. Не гоняйтесь, например, за импортными тормозными колодками для отечественных автомобилей. Очень часто за штемпелем "Сделано в Италии" скрывается кустарная мастерская годопутовского или пупкинского кооператива. Бойтесь таких запчастей. И тут опытные слесари вам помогут выбрать хороший товар. Не пренебрегайте их подсказками, где покупать и что. Или пользуйтесь надежной информацией своих приятелей-автомобилистов. Лучше, конечно, брать детали, которые поставляет завод, где произведен ваш автомобиль.
Не спешите поставить летнюю резину. Докатайте на зимней, пока исчезнет снег полностью. Гололед - он и весной гололед.
С двигателем в весеннее время надо тоже быть осторожным. Особое внимание - температуре. Перегреть движок в теплый мартовский или апрельский день, да еще в пробке - пара пустяков. Поэтому надо тщательно проверить систему охлаждения двигателя - радиатор, патрубки, хомутики патрубков, охлаждающую жидкость и так далее. Я уже не говорю о том, что по весне надо поменять масляный фильтр и масло.
Удачи, то есть поменьше ям!
АНЕКДОТ В ТЕМУ
Автоинспектор останавливает автомобиль:
- Аптечка есть?
- Нет, но со мной едет медсестра.