СОКРОВИЩА РУССКОЙ ГЛУБИНКИ

Буйство красок царит в выставочных залах Нового Манежа... Здесь собраны полотна из 25 областных музеев. Провинцию недаром называют кладезем художественных ценностей - она хранит немало сокровищ, которым может позавидовать и столица.

Для посетителей выставки "Русское искусство из музеев России" будет сюрпризом самый большой ее зал, в котором собраны произведения знаменитых художников XIX-XX веков. Стена напротив входа - портретная, своеобразная "эпоха в лицах". Курсистки и графини, танцовщицы и монахини глядят на нас с полотен Николая Ярошенко и Льва Бакста, Валентина Серова и Василия Сурикова. Есть здесь и узнаваемые исторические лица, например, писатель Леонид Андреев, стоящий в простой крестьянской рубахе на фоне моря. Он чем-то похож на рыбака - таким его увидел Илья Репин.
Есть на выставке и произведения отечественного авангарда и модернизма - первые абстрактные композиции Василия Кандинского, кубофутуристические картины Ольги Розановой, Любови Поповой, Александры Экстер, ранние, примитивистские работы Натальи Гончаровой. Оказывается, в 20-х годах в провинцию были переданы коллекции произведений авангардистов для создания "дидактических музеев" современного искусства. Но позднее советские ревизоры стали требовать ликвидации фондов "прогнившего мелкобуржуазного искусства". Можно представить, чего стоило музейным сотрудникам отстоять эти работы.
Если спасти картины от уничтожения удавалось, то сохранить их от разрушения было труднее. Некоторые восстановленные работы областных музеев на выставке экспонируются впервые. Например, супрематическая композиция "Тверь". Ее автору Михаилу Соколову выпала трагическая судьба. Пройдя через лагеря, в 1948 году он вышел на свободу, однако почти все его картины были уничтожены. "Тверь" чудом осталась в запасниках областной картинной галереи, но выставлять ее для просмотра было невозможно. От долгого лежания в сырости картина вспучилась, рамка сломалась. И только самые современные технологии помогли вернуть эту художественную редкость любителям искусства.
Из произведений, представленных на выставке, более 60 было отреставрировано в мастерских имени Игоря Грабаря. Эти работы выставлены во втором зале, который устроители назвали церковным, сакральным. Для него были восстановлены такие шедевры, как многофигурная икона XV века "Небесная сень" из Твери - пантеон православных святых, покров "Петр и Феврония Муромские" - мvромская святыня, редкой иконографии образ "Святой мученик Христофор" из Ростова (святой изображен почти по древнеегипетскому канону - с песьей головой).
Произведения XVIII века - в основном портреты царственных особ и дворян, а также редкие парсуны (светские портреты XVI-XVII веков, выполненные с использованием приемов иконописи) встречают посетителей в третьем зале. Областные музеи собирали эти работы в основном в старых усадьбах много десятилетий назад.
Конечно же, поэзией давно минувших лет лучше проникаться где-нибудь вдали от столичной суеты. Например, в том же Иванове или Ярославле. Поэтому музейные работники надеются, что, посетив столичную выставку, любители искусства, как только распогодится, захотят посетить и те города, откуда были привезены увиденные шедевры. Ведь там хранится еще немало сокровищ...