Из пяти кандидатов, претендующих на высший административный пост 20-миллионного острова, наиболее высокие шансы только у трех - представителя правящей партии Гоминьдан и нынешнего вице-президента Лянь Чжаня, кандидата от демократической прогрессивной партии Тайваня (ДПП) Чэнь Шуйбяня и независимого политика Джеймса Суна.
До последнего времени практически все ключевые должности на Тайване занимали представители Гоминьдана. А президентский пост на острове фактически переходил из рук в руки по династической линии, кроме последнего четырехлетнего периода. Так, после смерти Чан Кайши, который с окончанием в Китае гражданской войны в 1949 году переселился с материка на остров и возглавил местную администрацию, Тайванем многие годы правили его сын и внук.
За 50 лет остров превратился в одну из самых богатых, стабильных и благополучных территорий мира. Но на нынешних выборах основным критерием, по которому островитяне будут выбирать главу исполнительной власти, являются не экономические программы кандидатов, а политические. Главным выступает их подход к взаимоотношениям с материком. По сути, островитяне на выборах должны определиться, хотят они стать независимыми или продолжать придерживаться идеи единого Китая.
Из трех упомянутых кандидатов на президентское кресло на острове только Джеймс Сун безоговорочно выступает за объединение Тайваня с материком. Позиция Гоминьдана в этом вопросе не так однозначна. Выступая в принципе за единый Китай, партия оговаривает воссоединение необходимостью созревания для этого условий (подтягивание уровней жизни, экономического развития и демократии до уровня тайваньских), что в реальности сохраняет за островом существующий статус-кво на довольно длительную перспективу. И только представители ДПП слывут сторонниками независимости острова.
С тем чтобы разрядить напряженную атмосферу, возникшую по обеим берегам Тайваньского пролива, министр обороны США Уильям Коэн призвал Пекин и Тайбэй умерить тон резких высказываний в адрес друг друга, отказаться от непримиримой позиции и попытаться урегулировать разногласия мирным путем.
Наш корреспондент Дмитрий ПРИВАЛОВ передает из Пекина:
В отличие от событий четырехлетней давности, когда в канун президентских выборов на Тайване вблизи острова прошли крупные военные учения и ракетные стрельбы Народно-освободительной армии Китая, на сей раз в зоне Тайваньского пролива тихо. Однако за этим внешним спокойствием кроется раскалившееся добела противостояние между Пекином и Тайбэем.
Принципиальная позиция Китая в тайваньском вопросе неизменна: остров был, есть и будет неотъемлемой частью Китая, а президентские выборы - не что иное, как выборы главы местной администрации. Вереницу жестких предостережений китайских лидеров по адресу сепаратистских сил на Тайване венчало бескомпромиссное заявление премьера Госсовета КНР Чжу Жунцзи. Кто бы ни пришел к власти на Тайване в итоге выборов, сказал глава правительства, Пекин не допустит провозглашения независимости острова в какой бы то ни было форме. Подтвердив приверженность КНР курсу на мирное воссоединение на основе формулы "одна страна - две системы", Чжу Жунцзи сказал, что Китай не отказывается от возможного использования силы в решении тайваньской проблемы. Независимость острова означает войну - таково предупреждение Пекина. Подчеркивая решимость КНР любой ценой не допустить формального отделения острова, премьер сказал, что "китайский народ готов пролить кровь и принести жертвы во имя защиты суверенитета и территориальной целостности своей родины".
Касаясь отношения КНР к будущему победителю тайваньских выборов, Чжу Жунцзи заявил, что Пекин будет поддерживать всякого, кто придерживается принципа "одного Китая", и что настроен вести с ним переговоры по любому вопросу и даже готов на уступки со своей стороны. Обращаясь к тайваньским соотечественникам, глава китайского правительства призвал их не поддаваться эмоциям, иначе, по словам премьера, у них "может даже и не появиться шанса пожалеть об этом..."