Российский рынок коучинга оценивают в два миллиарда рублей, а число консультантов - в полмиллиона
В Госдуме решили разработать закон, регулирующий деятельность коучей и тренеров личностного роста, которых в народе прозвали инфоцыганами. За время пандемии случился бум всевозможных онлайн-курсов — эпидемия саморазвития. Тысячи людей покупают участие в марафонах желаний и тренингах, где их обещают научить, как в одночасье стать богатым, успешным, красивым и счастливым. Этот рынок в России оценивают в два миллиарда рублей, а число консультантов — в полмиллиона человек.
Все эти тренинги — современная форма шарлатанства, утверждает кандидат психологических наук Александр НЕВЕЕВ. Там говорят одно и то же: про позитивное мышление и про то, что мысль материальна. А если у вас что-то не получится, скажут: просто вы в себя не верите. И это снимает с коуча всякую ответственность за результат.
Глупо ожидать, что на подобных мероприятиях вам и вправду откроются секреты успеха. Товар тут другой — люди оплачивают эмоции, драйв. Им бесполезно объяснять: для того чтобы добиться высокой цели, нужны многолетние усилия. Это же скучно! Хочется получить волшебную таблетку. Вот пойдешь на тренинг — и все в твоей судьбе засияет.
И это, представьте, неплохо продается. Так, выручку Елены Блиновской, ведущей марафоны по исполнению желаний (любых, от денег до рождения ребенка), «Форбс» оценил в 300 млн рублей. Хотя чаще те, кто обещает научить, «как заработать миллион», сами живут в хрущевках, арендуя богатые апартаменты и крутые машины лишь для фотосессий. Доверчивой аудитории они рассказывают, как росли в захолустье, а потом переехали в Москву, и все у них получилось. «Хотите так же? Я научу!»
«Бизнес-тренеры не обладают ни знаниями, ни методиками — значит, остается не научить, а впечатлить, — объясняет психолог. — В этом как раз коучи поднаторели. А подопечный считает: я почувствовал эмоциональный подъем, значит, я на верном пути!»
Бизнесу, как правило, учат люди, которые бизнесом никогда не занимались. А секретами обольщения делятся разведенные дамы. Есть же поговорка: кто умеет — тот делает, а кто не умеет — учит. По-хорошему, основы ведения бизнеса, юриспруденцию, экономику надо в течение двух лет изучать в деловой магистратуре, в вузе. Но и это не гарантирует успеха: подавляющее большинство стартапов не преодолевают трехлетний рубеж.
Вот история молодого человека, для которого «интернет-курс по бизнес-развитию» окончился печально. «Поверьте в себя, придумайте бизнес и ищите инвесторов», — наставлял коуч. Парень расстарался, привлек инвестиции на 20 млн — и прогорел. Возвращать деньги нечем, грозит статья за мошенничество. «Гуру», конечно же, ни при чем...
Тем не менее многие подсаживаются на такие тренинги и «учатся» годами. Но эйфория затухает, а хочется, чтобы эмоции вернулись. Тренеры заинтересованы, чтобы вокруг тренинга сложилось устойчивое сообщество, где люди заряжают и подталкивают друг друга. Для этого используются различные приемы: дополнительные курсы, следующие ступени, пакетирование, мнимые скидки. На втором курсе вам говорят, что истинное знание откроют на третьем, а на третьем — что на пятом. Это устроено как секта или пирамида...
Однако предлагаемая парламентариями сертификация не сможет решить проблему. Кто и как будет сертифицировать этих говорунов? Те же бизнес-тренеры? Экстрасенсы и народные целители уже это делают — вручают друг другу премии и сертификаты. И кому от этого легче?
Кстати, в мошенничестве коуча обвинить трудно. Как доказать, что не оказана услуга, что человек после тренинга не вырос личностно? Боюсь, никакой закон не защитит его от заблуждения, если он сам готов заблуждаться. Так что лучшая защита здесь — здравый смысл.