Главная Культура 00:03 18 Февраля 2022 11420
Федор Лавров: Существует такая напасть, как желание нравиться

Популярный актер – об образе человека в погонах на современном экране

Анна Чепурнова
Следователя-художника, относящегося к своей работе как к искусству, Федор Лавров никогда прежде не играл. Фото Елены Лавровой

На платформе KION стартовала премьера сериала «Технарь», который затем покажут и на Первом канале. Фильм снял режиссер Душан Глигоров, чей психологический триллер «Хрустальный» стал в прошлом году хитом. Новая картина — в том же жанре: у талантливого программиста похищают жену и ребенка, вынуждая выполнять поручения, связанные с его профессией. Пока женщина находится в заточении, а муж пытается ее вызволить, оба понимают, что их брак был не так уж благополучен... Более того — на фоне пограничных ситуаций, когда речь идет о жизни и смерти, переосмысление ценностей происходит не только у жертв, но и у самого похитителя.

Роль следователя, призванного распутать клубок загадочных происшествий, исполнил Федор Лавров, которому уже не однажды приходилось играть представителей этой профессии в современных детективных историях.

— Федор, чем, думаете, в первую очередь зацепит зрителей «Технарь»?

— Наверное, самой атмосферой триллера с его таинственностью происходящего, ложными ходами, заводящими героев в тупик. Тем более что у фильма великолепные режиссер и оператор — Душан Глигоров и Батыр Моргачев, с которыми я работаю не впервые.

— Вы и следователя играете не в первый раз.

— Мой герой не похож на расхожий образ представителя этой профессии. Он — художник своего дела, одиночка, замкнутый, в чем-то эпатажный. Например, служебному автомобилю предпочитает самокат, и все время слушает классическую музыку. Расследование ведет без оглядки на общепринятые нормы, в связи с чем на его голову валится куча проблем. Но он — профи и в конце концов добивается результата. Самым сложным на съемках было сделать этот образ жизнеспособным, не плоским, не картонным.

— Когда видишь в иных фильмах людей в погонах, возникает подозрение, что с настоящими детективами у них мало общего.

— Вообще-то кино — не зеркало жизни, его создатели имеют право на свою трактовку образов. Но, например, когда я работал над ролью следователя Когтева в сериале «Садовое кольцо», то специально вместе с коллегами приходил в главк УВД, разговаривал с его сотрудниками, чтобы понять, чем эти люди дышат, как все устроено в их ведомстве. Да и в целом, на мой взгляд, качество отечественных фильмов в последние годы повышается. Конечно, по-настоящему интересных историй не так уж много, но когда было иначе? Не могут все стать Тарковскими, он был такой один. В режиме сериального производства любые эксперименты и новаторство проходят с трудом, и все-таки шаги в этом направлении делаются.

— В вашей фильмографии есть имя Александра Сокурова, немногие актеры могут похвастаться сотрудничеством с этим выдающимся режиссером.

— Я благодарен судьбе за то, что почти сразу после окончания института попал в его руки. Ту работу вспоминаю с большой теплотой. На съемочной площадке в перерывах между дублями у него всегда звучала музыка, большей частью Моцарт. Разговаривали все в основном шепотом, максимум — вполголоса, сейчас в кинопроизводстве такого нигде не встретишь. В Сокурове много глубины, внутренней тайны и погруженности в себя. Работалось мне с ним непросто, опыта было мало, а следовало еще научиться чувствовать этого режиссера, который настраивал артистов на тонкие эмоции. Тем не менее я снялся у него в нескольких фильмах и, кажется, начал лучше понимать его задачи. Однажды Александр Николаевич сказал мне: «Спасибо, Федор, это была очень честная работа». Этот единственный его комплимент согревает меня до сих пор. Думаю, благодаря Сокурову и Алексею Герману-старшему я понял, как надо в определенных случаях поступать в профессии, а как лучше и не пробовать.

— Есть ли фильм, который в вашей судьбе можно назвать поворотным?

— Как ни странно, это сериал «Оттепель», хотя я сыграл там совсем небольшую роль: сценариста, «вышедшего» в окно (прообразом был Геннадий Шпаликов). Но фильм «прогремел», а на съемках я, в то время только что переехавший из Питера в Москву, познакомился со многими прекрасными артистами.

— Бывает, что режиссер приглашает артиста практически во все свои картины, как некий талисман. У вас подобное случалось?

— Не знаю, как насчет талисмана, но, например, с Егором Анашкиным нам нравится вместе работать, и сейчас я снимаюсь уже в третьем его фильме. Это картина про Федора Шаляпина, я играю его секретаря, друга и душеприказчика Исая Дворищина. Этого человека певец вытащил из петли, когда тот хотел покончить жизнь самоубийством, и Дворищин всю жизнь положил на служение Федору Ивановичу, вот только в Париж с ним не уехал.

— Можно сказать, актерство у вас в крови, вы и родились в актерской семье Николая Лаврова и Натальи Боровковой, в четыре года впервые вышли на сцену ЛенТюза, где работала ваша мама...

— Точнее, я спел военную песенку «Эй, командир, дай знак привала», и с записи моего дисканта начинался спектакль «Мамаша Кураж».

— Тем не менее в старших классах вы поступать в театральный вуз не хотели.

— Это был скорее подростковый протест, мне казалось, что и так все кругом актеры, а надо найти свою дорогу. Я мечтал — вообразите! — о медицине, хотел посвятить себя гнойной хирургии, потому что знал — это одна из самых сложных дисциплин, в которой много нерешенных задач, и занимаются ею в основном полевые медики. Но при подготовке в институт обнаружилось, что моих знаний по химии сильно не хватает, и я понял, что про занятия наукой придется забыть. Зато в Санкт-Петербургскую академию театрального искусства удалось поступить с первого раза, в 16 лет.

— Возможно, с медицинской тематикой пришлось столкнуться в актерской работе?

— Несколько лет назад, готовясь к проекту, который так до сих пор и не снят, я прослушал курс лекций по судебной психиатрии. Для роли нужно было понять, как это бывает, когда человек абсолютно лишен эмпатии — чувствует ли он вообще что-нибудь? Зато эти знания пригодились в другой работе — «Секретах семейной жизни». Хоть она немножко комиксовая, я постарался сделать своего героя-следователя эталонным психопатом.

— Актерам часто приходится делать много необычного при подготовке к роли. Что лично вам вспоминается как самое сложное?

— В фильме «Братство» я играл оперативника-переводчика с дари (это таджикско-афганско-персидский язык). Говорить мне на нем следовало бегло, а текста было много, несколько листов. Перед съемками в течение трех месяцев я пытался постичь этот язык, но безуспешно. И понял, что надо просто заучить текст. Брал карточки с транслитерациями на пробежку в Ботанический сад, около которого живу, и бубнил все это как молитву. Прохожие оглядывались: представляете, бежит по парку человек и бормочет что-то вроде по-таджикски. Пришлось нелегко, но я победил — трудностей с текстом на съемках у меня не возникло.

— Не скучаете в Москве по родному городу?

— Когда такое случается, сажусь в «Сапсан» и еду в Питер, где живут моя мама и старшая дочь. Но вообще никакой идиосинкразии по отношению к Москве у меня не возникло, мне здесь все нравится. И скучать, если честно, особо некогда, потому что двум моим младшим детям 10 и 7 лет, и когда случаются перерывы в работе, я забираю их из школы, вожу в кружки, гуляю с ними... Иногда просто сидим вместе на диване и смотрим интересную «фильму» — это одно из любимых наших времяпровождений.

— Судя по количеству проектов в кино, вы трудоголик...

— Если во мне и есть черты трудоголика, то не «клинического». Я не перфекционист — когда все идеально, в образе не остается воздуха, живого дыхания. Просто я с удовольствием делаю свою работу, но когда понимаю, что устал, с таким же удовольствием иду отдыхать.

— Лет десять назад вы преподавали на курсе Кирилла Серебренникова в Школе-студии МХАТ. Не хотелось бы вернуться к этому занятию?

— Когда Кирилл Семенович предложил эту аферу, меня оторопь взяла: ведь чтобы быть учителем, нужно иметь на это право. Честно сказал Кириллу, что не владею педагогическими методиками, но опытом со студентами поделиться могу. Его это устроило, и мое преподавание сводилось к тому, что мы вместе со студентами придумывали что-то, а потом пытались воплотить это в жизнь, причем и я в этих этюдах проигрывал какие-то роли. Притом я человек очень эмоциональный, с лабильной психикой, и терпения мне не всегда хватает, а для преподавателя оно необходимо. Так что пока мне сложно считать себя педагогом.

— А своим главным учителем кого считаете?

— Зрителя, чьими глазами на нас смотрит Бог. Общеизвестно, что спектакль долго готовится, но рождается он лишь вместе с аудиторией. Ее реакция — это лакмусовая бумажка, которая показывает, где ты ошибся, что не так сделал. Нередко она неожиданна. Сцену, казавшуюся провальной, зал вдруг прекрасно принимает. А на эпизоде, над которым все на репетициях хохотали до слез, публика лишь сдержанно улыбается.

— А кого из актеров считаете самореализовавшимся в наибольшей степени?

— Филиппа Сеймура Хоффмана. Он погиб в 46 лет, но считался одним из самых востребованных актеров своего времени, получил все мыслимые награды. И роли у него были потрясающие. Даже не в очень хорошем кино от него невозможно отвести глаз. Но особенно мне нравится фильм «Без изъяна», где они в паре с Робертом Де Ниро.

— Недавно вы сами сняли фильм как режиссер.

— У меня есть друг, писатель Роман Михайлов, в этом году получивший премию Андрея Белого за роман «Дождись лета и посмотри, что будет». По его книгам поставлено много спектаклей в Москве и Питере. Как-то он рассказал одну придуманную им историю, притчу в форме бандитской сказки, и я решил: это надо снять. Что мы вместе с ним и сделали. Сначала думали, что будет короткометражка, но в итоге получился полный метр. Сейчас вот везем нашу «Сказку для старых» в Ханты-Мансийск на фестиваль «Дух огня».

— Каких тем, на ваш взгляд, не хватает в нашем сегодняшнем кино?

— Если бы я точно знал, то пошел бы и снял такой фильм. Сюжетов-то много — и социальных, и романтических, но нужен особый взгляд, его не так просто найти. И еще — самое, наверное, главное: честность в подаче материала.

— Что мешает такому честному разговору в кино — цензура?

— Дело даже не в ней одной, существует еще желание нравиться, казаться лучше, чем ты есть, сковывает боязнь, что зритель не оценит фильм... Ну и окупаемость важна. Чтобы всего этого не испугаться и говорить то, что думаешь, нужны решительность и сила.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9460
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7158
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?