На сцене музея имени Бахрушина состоялась премьера спектакля «Осторожно, женщины!»
Это остроумная, легкая и изящная комедия Андрея Курейчика, автора сценариев к фильмам «Любовь-морковь», «Ёлки», а также нескольких популярных пьес для театра.
Парижский художник Серж Дюбуа любит одновременно трех женщин. Они все очень разные, и каждая дорога ему по-своему: наивная юная студентка Лулу, брутальная барменша Жаклин и утонченная аристократка Марисабель. До поры до времени Серж искусно скрывает их друг от друга, но в один прекрасный день все его женщины нечаянно встречаются и решают судить своего неверного любовника. Актриса Анжелика Рейн рассказывает о вечных парадоксах в отношениях мужчины и женщины.
— Анжелика, встречались ли вам в жизни такие мужчины, как Серж?
— Конечно. Но меня они не привлекают. Жить за счет женщины, да еще иметь других любовниц — это уродство.
— Но среди художников и актеров, возможно, это явление распространенное?
— Увы, да. Творческая натура предполагает некую ранимость, незащищенность, стремление спрятаться от земной суеты. Но если женщине это еще как-то простительно, то мужчина, витающий в облаках и не отвечающий за свои поступки, мне глубоко чужд.
— В спектакле Серж говорит, что «любит всех трех женщин». Может, и правда, любит?
— Возможно, он так искренне считает, но у меня другое понимание любви. Это как у Эрика Берна в книге «Игры, в которые играют люди». В каждом из нас есть Родитель, Взрослый и Ребенок. В зависимости от разных ситуаций мы включаем то одно амплуа, то другое, то третье. Так и Серж. С Лулу он играет в покровителя, мудрого наставника, профессора, с Жаклин старается быть на равных, а с Марисабель сам превращается в капризного ребенка.
— А ваша героиня Марисабель любит Сержа?
— Чем-то он ее зацепил, раз она с ним встречается и еще и помогает материально. Ее привлекает в нем как раз это творческое начало. И потом, она мечтает, чтобы ее портрет висел в Лувре, а Серж ей это пообещал. Эта женщина не имеет детей, не работает, вот она и нашла смысл жизни в покровительстве искусству.
— Как вы попали в этот спектакль?
— Совершенно случайно. Я встретилась в Доме кино со знакомым, который как раз репетировал эту пьесу, но у него не было актрисы на главную роль. И вот подвернулась я. Мы очень быстро сработались. Я люблю такие случайности, которые на самом деле вовсе не случайны. Если на меня что-то сваливается с неба, как правило, я не отказываюсь. Потому что знаю, что для чего-то мне это было послано и куда-то меня выведет.
Сцена из спектакля «Осторожно, женщины!» Фото из личного архива Анжелики Рейн
Бывает так, что очень долго бьешься в закрытые двери, уже весь лоб себе расшиб, а дверь все не открывается. А рядом другая дверь — открытая. И ты думаешь: может, стоит зайти? У нас так вся команда сложилась — мы все нашлись случайно, никаких кастингов не было. В итоге получился отличный ансамбль.
— Анжелика, вы — выпускница Щукинской театральной школы. А можете ли, не будучи знакомой с человеком близко, просто по игре распознать в нем «своего», щукинца?
— Не могу сказать со стопроцентной уверенностью, но, конечно, в каждой из театральных школ существуют свои предпочтения. Для «Щуки», например, очень важна внешность. Зайдите в институт и посмотрите: все студенты как на подбор высокие, красивые, яркие.
— То есть в «Щуку» не берут некрасивых? Даже если человек талантливый?
— Знаете, мне вспомнилась одна история... В конце первого курса мы часто сидели на прослушиваниях, помогали педагогам, записывали — кто откуда и что читает. Одна девочка читала стихи Цветаевой просто невероятно! Я не знаю даже, с чем сравнить это исполнение, такое редко увидишь. Это было так проникновенно, так сильно, что мы сидели, затаив дыхание, я даже расплакалась... Но, увы, эта девочка была очень некрасива. На обсуждении педагоги долго спорили. Одни говорили, что это талант от Бога, другие: да, но кого она будет играть? По своему нутру она стопроцентная героиня, но ее внешность никак не сочетается с этим амплуа. И ее не взяли.
— То же самое говорили Евдокии Германовой, когда она поступала шесть лет. И про Ахеджакову наверняка так же судили...
— ...а она потом играла такую эффектную девицу в «Служебном романе», и зритель ей верил безоговорочно.
Сцена из спектакля «Осторожно, женщины!» Фото из личного архива Анжелики Рейн
— Согласны ли вы с тем, что помогать надо талантливым, а красотки и так пробьются? Как ни крути, но это первый критерий, по которому оценивают женщину.
— Да, от этого никуда не уйти. Зритель хочет видеть на экране красивые лица. Но не обязательно быть красивой от рождения. Даже имея средненькие внешние данные, можно прослыть красавицей, если найти свой стиль в одежде, прическу, макияж. Разве была красавицей Марлен Дитрих? Но ведь на экране от нее нельзя оторвать глаз. Или Мэрилин Монро? Обычная девушка, каких миллионы. Красоту создают воля и ум. Помните фразу, которую приписывают Коко Шанель: «Если женщина к 30 годам не стала красавицей, значит, она просто глупа».
— Когда вы поступали в театральный вуз, вас брали на курс «как красавицу»?
— Когда мы поступаем в театральный институт, нас рассматривают скорее как глину, из которой можно что-то вылепить. Вот эта глина более пластичная, податливая, вон тот кусок какой-то жесткий и непонятного цвета. Из меня собирались лепить «тургеневскую девушку», поскольку я была худенькая, с огромными синими глазами на бледном лице. Но на втором курсе я вдруг сильно поправилась. У меня выросла огромная попа и щеки. Я больше не могла играть тургеневских девушек, это было полное несоответствие внутреннего и внешнего. Педагоги ругались на меня и грозили отчислить. Я писала клятвы кровью, что не буду есть пять дней перед экзаменом. Худела, но потом снова поправлялась. Однажды перед показом (я играла Александрину из «Путешествия дилетантов» Окуджавы) ко мне в гримерку зашел наш педагог, Альберт Григорьевич Буров, посмотрел на мои щеки, вздохнул, потом взял у ребят клей для бород и усов и стал приклеивать мои локоны к щекам, чтобы хоть как-то их спрятать. Александрина — это героиня, больная чахоткой, а тут я, такая щекастая русская матрешка.
— И как скоро вам удалось прийти в форму?
— К четвертому курсу я наконец похудела, но к тому времени уже переиграла множество характерных ролей, более соответствующих мне по тогдашнему образу. И открыла в себе еще и комедийный дар. Когда зритель смеется на твоем спектакле, это огромное удовольствие.
— На вашем спектакле «Осторожно, женщины», зрители смеялись не переставая.
— Это так приятно — сознавать, что ты можешь подарить людям хорошее настроение хотя бы на пару часов. И получить такое же прекрасное настроение от зрителя. Именно поэтому я очень люблю играть комедии.