Информация о сроке годности продукта должна занимать не менее 10% общей площади упаковки и легко читаться, предложили в Госдуме
До сих пор дотошным покупателям приходится вооружаться лупой, чтобы проверить срок годности продуктов. Законодатели решили помочь потребителям и обязали производителей делать эту важную информацию общедоступной.
На этой неделе Госдума рассмотрит поправки к закону «О защите прав потребителей». Депутаты вносят очень нужную норму, которая в первую очередь касается безопасности покупателей: информация о сроке годности продукта должна занимать не менее 10% общей площади упаковки и легко читаться. Чаще всего, по словам экспертов, нечитаемым шрифтом маркируют свои товары производители молочных продуктов. А они, как известно, имеют ограниченный срок годности.
Сейчас за продажу просрочки магазины наказывают штрафом 3 тысячи рублей. Согласитесь, это не то наказание, которое отучит продавать просроченные товары. Торговля в России хоть и вышла из советского прошлого, но все еще является нецивилизованной. Тогда как в демократичных и ориентированных на защиту интересов клиентов США штрафы за подобные выкрутасы доходят до миллионов долларов. И в нашем случае правозащитники уверены: предлагаемые поправки — пусть и очень запоздалый, но очень важный шаг в сторону нормальной торговли.
«Это одна из самых злободневных инициатив. Огромное количество людей страдают недостатками зрения, хотя, признаться честно, и без них сложно с первого раза увидеть сроки годности. Их пишут разными шрифтами, бледной краской, на нечитаемом фоне. Нам нужна полная информация о том, что мы покупаем», — комментирует инициативу юрист общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Алишер Захидов.
По словам эксперта, россияне до сих пор не научились обращать внимание на сроки годности. Так, мужчины на них совсем не смотрят. В основном интересуются маркировкой женщины преклонного возраста, и вот им-то приходится ходить в магазин с лупой, чтобы рассмотреть кое-как напечатанные или выбитые точками цифры.
«Вы наверняка видели пенсионеров, которые не могут рассмотреть на этикетке ничего и ходят в магазин с лупой! Посмотри на свет, отодвинь продукт, приблизь — это ненормально. Конечно, они могут попросить помощи у продавцов, но, во-первых, не каждый попросит, а во-вторых, нет столько продавцов на всех пенсионеров», — отмечает Захидов.
Конфликты из-за истечения срока годности возникают уже тогда, когда продукт положили в холодильник, чек выбросили — и вот оно, неприятное открытие за завтраком. В таких случаях попытки предъявить претензию магазину лишь иногда заканчиваются успехом, а будь срок виден четко, торговля просто не имела бы шансов продавать просрочку.
«Под Новый год купила полукилограммовую банку красной икры, традиция же. Открыли мы ее за два часа до курантов и чуть не попадали от запаха сероводорода. Срок годности был нечитаемый, продукты покупали в спешке, чека давно не было... Признаюсь честно: когда открылся магазин, я и не надеялась, что мне вернут эти 2 тысячи рублей», — рассказывает «Труду» о своем одновременно успешном и неудачном опыте москвичка Анжелика Богородская.
Анжелика все-таки получила обратно деньги за испорченный продукт. Видимо, претензия по этому товару была не первой, продавцы не стали связываться и взяли товар назад.
«Да, по закону, даже если у вас нет чека, вы имеете право на возврат товара. Умный продавец решит вопрос быстро. Но бывают ситуации, когда решится на разборки только дотошный, и продавцы этим пользуются. А ведь в 10-й статье закона написано, что покупателю необходимо заблаговременно предоставлять достоверную информацию о товарах. Главное, чтобы на этом фоне производители не повысили цены из-за необходимости вносить изменения в процесс производства», — отмечает правозащитник.