Том Ширак: «На «Оскаре» будете смеяться до упаду»

При вручении «Оскара» кинозвездам запретят произносить со сцены благодарственные речи.

В этом году на церемонии вручения «Оскара», которая пройдет 7 марта, кинозвездам запретят произносить со сцены благодарственные речи. Организаторы справедливо решили, что бесконечное повторение слова «спасибо» в телеэфире – это слишком скучно. О других нововведениях, которые ожидают зрителей трансляции «Оскара», «Труду» рассказал президент Американской киноакадемии Том Ширак.

— Вы довольны номинациями «Оскара» этого года? Наверняка у вас есть фильмы, за которые вы болели?

— Да, но я не собираюсь вам об этом говорить. Кстати, многие мои друзья, с которыми я подолгу работал, были номинированы, и я очень рад за них.

— Можете сказать, кто это?

— Вам всего лишь надо посмотреть на список моих работ. (Улыбается.)

— Вы были одним из инициаторов возвращения к старым добрым временам, когда на «Оскара» претендовали 10 фильмов. Как это повлияет на выбор победителей в других категориях?

— Я думаю, что эксперты будут давать как положительные, так и отрицательные оценки подобному эффекту. А после церемонии каждый из нас сможет составить собственное мнение на этот счет. Возможно, это сыграет роль дополнительной завлекаловки как для любителей кино, так и для профессионалов. Я имею в виду не только режиссеров, продюсеров и актеров, но и осветителей, электриков… За десятью номинированными фильмами стоят люди, которые имеют право сказать: «Мой фильм номинирован на «Оскара». Думаю, что для киноиндустрии это позитивный фактор.

— Стала ли для вас сюрпризом хоть какая-то из номинаций?

— Я думаю, что предвидел сюрприз еще тогда, когда свои призы вручала Гильдия продюсеров. Когда награду отдали Кэтрин Бигелоу за «Повелителя бури», я сказал себе: «Ух ты! Это, наверное, к лучшему…»

— Когда вы объявили номинацию для фильма «Невидимая сторона», в зале раздались дружные аплодисменты. Создалось впечатление, что это фильм-фаворит.

— Я думаю, многие предполагали, что его номинируют. Это один из тех фильмов, которые согревает вам душу.

— А вот фильм «Мальчишник в Вегасе» не вошел в десятку лучших. Вас это не удивляет?

— Я считаю, что «Мальчишник в Вегасе» — это одна из самых смешных комедий последних лет. Я работал над «Все без ума от Мэри» и поэтому кое-что понимаю в комедиях. Однако 6000 членов киноакадемии проголосовали таким образом, что он не попал в десятку лучших.

— Вас не огорчает отсутствие российских фильмов среди номинантов?

— Я не могу сказать вам, огорчает меня это или нет. Но я уверен, что наша отборочная комиссия просматривает все фильмы и старается выбрать лучшие. Думаю, если бы вы оказались итальянкой, то могли задать мне такой же вопрос и получили бы тот же ответ. Я знаю, что русские фильмы очень хорошие. Они и так были хороши, а в последнее время становятся все лучше и лучше. Если уж не в этом году, так в следующем они обязательно выиграют.

— Присутствует ли в десятке номинированных фильмов баланс между массовым кино и артхаусом?

— Мой ответ — да. Там есть такой малобюджетный фильм, как «Район № 9», который прекрасно сделан. Не уверен, что он бы получил номинацию, если бы у нас было место только для пяти фильмов. Возможно, что и «Невидимая сторона» тоже бы не попала в этот список. Там есть малобюджетный «Повелитель бури», маленький анимационный «Вверх» и самый кассовый фильм всех времен «Аватар». В общем, каждый может найти что-то для себя. Единственное, чего там, пожалуй, не хватает, так это иностранной картины, а она была бы очень кстати

— Будут ли какие-нибудь нововведения на оскаровской церемонии?

— Всего я вам не скажу. Это вечер звезд, так что меня вы там не увидите. Зато вы увидите очень инновационное, быстрое и захватывающее дух шоу. Надеюсь, что оно вызовет у зрителей хорошее настроение. Когда продюсеры Билл Мекэник и Адам Шенкман согласились взяться за шоу, я попросил у них только одного — чтобы было весело. И они согласились.

— Это ваша идея насчет двух ведущих церемонии?

— Нет. Но я ее поддержал. Слоган оскаровской церемонии — «Ожидайте неожиданного». У меня была возможность посмотреть готовящийся рекламный ролик со Стивом Мартином и Алеком Болдуином. Они невероятно смешные. Это два друга-юмориста, которые норовят наступить друг другу на любимые мозоли. Они давно дружат и знают друг друга как облупленные. Мне кажется, продюсеры правильно сделали, когда выбрали двух ведущих, причем именно этих. Обещаю, что будете смеяться до упаду.

— Вы, наверное, как цензор, урежете некоторые из их реплик?

— Нет, я буду сидеть в зале и, надеюсь, с улыбкой на лице. Постараюсь насладиться этим вечером.

— Шоу будет длинным?

— Если оно будет хорошим, то может продолжаться чуть дольше обычного. Главное, чтобы он было эмоциональным и веселым.

— Раз его продюсер — Адам Шенкман, то, видимо, оно станет танцевальным?

— На церемонии будет много танцев, но это не танцевальное шоу. Адам привнесет в него свой стиль, и, думаю, зрители скажут: «Ух ты, это действительно было здорово!»

— Говорят, вы решили поддержать фильм вашего сына продюсера Уильяма Ширака «Круг Колумба»?

— Да, у меня там маленькая роль продавца хот-догов. Это триллер Джорджа Галло с Сельмой Блэр.

— Ходят слухи, что вы собираетесь снять комедию о собственной семье…

— (Смеется.) Хорошо, я вам расскажу. Моя дочь вернулась домой на время учебы своего мужа. И не одна вернулась, а с тремя маленькими детьми и двумя собаками. Кроме того, у нас еще дома две собаки. Моя жена в это время продюсировала фильм в Нью-Йорке. Однажды, когда дети особенно разорались, а собаки разлаялись, я спрятался от них в своей спальне и решил принять ванну. Захожу, а там мой зять. Я вернулся в комнату, лег на кровать и подумал: «Это было бы смешно, если бы не было так грустно». Оставалось только смеяться — что еще делать в такой ситуации? Когда мне позвонил Джон Лешер с Paramount, то я не выдержал и спросил, может ли он мне помочь сделать комедию о моей семье. Пока он не очухался от удивления, я сказал: «Когда ваши дети возвращаются в отчий дом со своими детьми — вот это кино!» Лешер засмеялся и сказал: «Давай сделаем это!»

— Вы сами пишете сценарий?

— Нет, ребята, которые написали сценарий фильм «Как отделаться от парня за 10 дней», — Кристен Бакли и Брайан Рейган. Я им сказал, что если у них вдруг возникнут муки творчества, то пусть приходят к нам в гости на пару часов. С детьми, собаками и всем, что происходит вокруг, они явно наберут достаточно материала для фильма.

ДОСЬЕ «ТРУДА»

Том Ширак родился в 1935 году. Закончил колледж в Нью-Йорке с дипломом маркетолога. Имеет 40-летний стаж работы в кинобизнесе. В студии Fox продвигал такие фильмы, как «Уолл-Стрит» (1987), «Крепкий орешек» (1988), «Чужие» (1986), «День независимости» (1996), в компании Revolution Studios — «Черный ястреб» (2001) и «Управление гневом» (2003). В 2003 году стал членом совета директоров Американской киноакадемии. В августе 2009-го был избран 33-м президентом Американской киноакадемии. Жена — продюсер Мадлен Ширак, сын — продюсер Уильям Ширак.